Формы организации обучения на основе использования объекта природы

Современное образование » Объект природы в биологическом образовании подростков » Формы организации обучения на основе использования объекта природы

Страница 2

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микро групповой. Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся. Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику смежных дисциплин. Важное значение имеет заключительный этап экскурсии - подведение итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или производственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.

Экскурсионные формы занятий занимают ключевую позицию при построении учебного процесса на основе изучения природного объекта и от успешности их проведения зависит эффективность использования других форм, которые фактически являются подведением итого экскурсии (обработка собранного материала, доклады). Экскурсия по И.П.Подласому, относится к разряду нестандартных уроков, хотя в прежних классификациях экскурсии фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. [23, 530]. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

Суриковский ключ является природным объектом, на котором возможно проведение занятий различных форм: экскурсий, исследований, практических работ, т.е. как словесно-наглядное и проблемное обучение. При построении системы занятий на этом природном объекте на первом этапе использовалась была принята экскурсионная форма обучения (словесно-наглядное обучение). На втором этапе материал, полученный в ходе экскурсии, служил основой использования исследовательского метода обучения.

Практические и исследовательские методы обучения на базе природного объекта

Инструктивно-репродуктвному методу обучения соответствуют такие виды обучения на базе природного объекта, как практическое занятие и практическая работа, основа которых - практическая деятельность школьников: решение посильных практических задач. С помощью практических занятий и работ и вырабатываются практические умения и навыки.

Под практической работой на природном объекте (а она продолжительнее, чем практическое занятие) понимается такая совокупность практических действий, которая необходима для качественного решения конкретных практических задач, в том числе и учебных.

Практические работы обычно проводятся после изучения целого раздела той или иной темы. Цикл взаимосвязанных практических занятий - это уже практикум.

Исследовательский метод обучения используется на учебно-исследовательских занятиях в исследованиях и исследовательских работах. Тут достигаются такие цели, как овладение методами научного познания, выработка опыта исследовательской деятельности.

Страницы: 1 2 3

Навигация