Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот

Страница 2

Понятие социализации, которое появилось в социологии, активно включается в понятийный аппарат педагогики, и многие ученые начинают рассматривать его как одну из центральных категорий социальной педагогики.

Таким образом, главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.

Нам также представляется важной еще одна особенность социально-педагогической деятельности, а именно ее исключительно профессиональный характер, т.е. она является разновидностью именно профессиональной педагогической деятельности.

Выделенные особенности сближают социально-педагогическую деятельность с другим видом профессиональной деятельности — социальной работой.

Понятие социальной работы появилось в России в 1991 г., когда в стране был введен институт социальной работы. Его введение было обусловлено осознанием необходимости кардинального пересмотра подходов в организации социальной помощи населению. В современной России система социальной работы как сфера профессиональной деятельности только формируется и содержательно, и организационно, и в кадровом отношении. В стадии становления находится и соответствующая область научного знания, ее понятийный аппарат. Как отмечают Л.А. и М.А. Беляевы, «поводом для социальной работы служит социальное неблагополучие отдельных людей или групп», поэтому ее цель состоит в том, чтобы «способствовать повышению качества жизни людей, большей социальной справедливости в распределении социальных благ, реализации прав человека», а «средствами этой деятельности являются разнообразные виды помощи, поддержки, защиты интересов и потребностей людей в необходимых условиях жизни, выражающихся в определенном уровне благосостояния, образования и культуры»

Так как социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной ситуации ребенка, одним из оснований классификации ее разновидностей могут выступать категории детей с определенными проблемами. Современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с различными категориями детей, имеющих ограниченные возможности. Помощь им должна быть направлена на их более полную самореализацию и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования.

Традиционно большое внимание всегда уделялось такой категории, как дети-сироты. В полном смысле слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях, в результате чего последние тоже оказывается в этой категории.

Поэтому данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Поэтому данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Практически одновременно появились понятия «социальная поддержка», «педагогическая поддержка», «психолого-педагогическая поддержка», «медико-психолого-педагогическая поддержка» и, наконец, «социально-педагогическая поддержка», которые встречаются в работах многих ученых и практиков, занимающихся проблемами детства. Однако, хотя сегодня эти понятия широко используются в научном обороте, работ, посвященных их специальному рассмотрению и анализу, мы не встретили.

Страницы: 1 2 3

Навигация