Характеристика категории «дети–сироты» в Российской Федерации

Страница 1

Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, выпускники образовательных учреждений продолжают быть одной из самых уязвимых групп населения.

Бедственное их положение усугубляется низким уровнем образования и культуры, недостаточным опытом жизни в открытом социуме и очень обостряется отсутствием жилья, конкурентоспособной специальности, проблемами с пропиской, получением документов . Всё это порождает среди них беспризорность и бродяжничество, пьянство и правонарушения, смещение сексуальной ориентации, раннее материнство. Это и определяет выпускников образовательных учреждений для детей-сирот как групповую субкультуру низкого уровня, криминальной ориентации.

В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы — органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.

По данным Росстата, в 2005 году в стране насчитывалось более 730 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из них находились на воспитании в семьях — почти 550 тыс. детей. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, составила около 200 тыс. человек.

В 2005 году выявлено более 133 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Из них под опеку (попечительство) и на усыновление устроены 78,2 тыс. детей. Остальные дети устроены в государственные детские образовательные учреждения (дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты и т.п.)

Число ежегодно выявляемых детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, увеличилось по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза (в 1991 году выявлено 59,2 тыс. детей). Число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, выросло за этот период в 1,8 раза (1991г. — 102 тыс. детей).

На фоне стабильного сокращения рождаемости ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения родителей, становится угрожающей.

В то же время и в этой сфере накопилось множество проблем. Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество. Социологические исследования показывают крайне неутешительную картину результатов воспитания детей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских домов и интернатов статистика приводит следующие данные:

40% — зарегистрированные правонарушители;

30% — алкоголики и наркоманы;

10% — суициденты.

Проблема также состоит и в том, что финансовые возможности муниципальных бюджетов не позволяют обеспечивать профилактику социального сиротства, производить выплаты на подопечных детей в полном объёме и регулярно. В некоторых регионах вообще отсутствуют службы по устройству детей-сирот, а также службы по оказанию правовой, социальной и психолого-медико-педагогической помощи детям, перенёсшим тяжёлые эмоциональные и психические травмы. Как показывает анализ практики, решению сложных проблем постинтернатного периода, его продуктивному переживанию способствуют различные формы социального сопровождения воспитанников в самостоятельной жизни. Наряду с межведомственными программами, мероприятиями, службами (телефон доверия, общественная приёмная), созданием региональных нормативно-правовых баз, они представлены Центрами постинтернатной адаптации бывших воспитанников, «адаптационными пространствами» городов и районов, постинтернатными блоками общежитий и гостиниц, патронатными семьями.

В числе таких форм соучастия в судьбе бывших воспитанников значительную роль играют общественные организации, осуществляющие негосударственную длительную поддержку бывших воспитанников и располагающие возможностью не только оказывать конкретную социальную помощь (предоставление еды, одежды, условий для временного проживания и т.д.), но и вести интенсивную правовую и педагогическую работу.

Одна из мер помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Но, исходя из опыта социально-защитных учреждений, приоритетной формой устройства детей-сирот всё же остаётся передача ребёнка на воспитание в семью, будь то опекунская, патронатная либо приёмная семья. Ведь именно семья — лучший целитель и воспитатель.

Страницы: 1 2 3

Навигация