Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки, ее виды и функции

Современное образование » Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря » Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки, ее виды и функции

Страница 1

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематике позволяет выделить главные направления оказания социально-психологической и психологической помощи и поддержки.

1. Проблемы психического развития ребенка. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, обретении личностной идентичности, самоопределении, избегании эмоциональных травм, осознании неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностных и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д.

2. Личностные проблемы ребенка-подростка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, идентификации с другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознании своих ограниченных возможностей в семье, сексуальных проблемах, борьбе за личный и социальный статус и т.д.

3. Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повторном браке, матерям-одиночкам, опекунским и попечительским семьям, приемным семьям и семьям усыновителей.

4. Проблемы психического и личностного здоровья. Профилактическая (превентивная) помощь при психических и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.

5. Проблемы пожилого возраста.

6. Помощь при решении личностных проблем, общения, психических состояний в местах заключения, больницах, казармах, студенческих городках.

7. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: смерть близких, попытка суицида, изнасилование, измена и потеря любви, работы и т.д.

8. Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей и детей, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

9. Профессиональное консультирование, ориентировка в выборе профессии, нахождении работы по своим возможностям.

10. Психологическая помощь по преодолению этнических предрассудков, стереотипов у эмигрантов, беженцев, переселенцев.

11. Психологическая помощь и поддержка при переживании экстремальных ситуаций: «горячие точки», военные и этнические конфликты, землетрясения, техногенные катастрофы и т.д.

Социально-педагогическая и психологическая помощь детям данной группы предполагает выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.

Социально-педагогическая поддержка направлена на главное — социализацию личности. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики:

Ø отношение к другому человеку как к самоценности;

Ø способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;

Ø творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;

возможность самому проектировать будущее;

• внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;

• стремление к обретению смысла жизни.

Социализация личности ребенка в обществе возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее.

Организация помощи должна основываться на положениях Конвенции ООН о том, что:

а) несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

б) они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления;

в) в решении любых вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, приоритет отдается этим интересам;

г) целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности; традиций и культурных ценностей каждого народа;

Страницы: 1 2

Навигация