Импровизация как стимул творческой деятельности в теории и практике

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Импровизация как стимул творческой деятельности в теории и практике

Страница 2

Во второй половине XX века импровизация находит отражение в авангардистском искусстве. Оригинальные произвольные импровизации встречаются в произведениях композиторов-новаторов (К. Штокхаузен, П. Булез) [52, c.99-101].

Так что же такое импровизация? Мы попытаемся привести наиболее распространенные значения, вкладываемые в слово "импровизация" [41, c.10]:

1) Свободное, не скованное предписаниями творчество. Положенное в основу профессионализма особого типа, оно распространяется на множество восточных музыкальных традиций, европейское экспромтное музицирование (например, в музыке романтизма), а также на фри-джаз.

2) Бесписьменное творчество. В этом значении импровизация распространяется на музыку великих импровизирующих композиторов Европы (Баxa, Моцарта, Бетховена и ряда других), у которых становится важным предкомпозиционным этапом письменного сочинения. Бесписьменность, кроме того, характеризует фольклорную импровизацию.

3) Создание оригинальной мелодической линии на заданную гармоническую последовательность. Этот принцип реализуется в разного рода вариационных циклах европейской музыки, а также в традиционном джазе. Очевидно, что все три значения расположены как бы в разных смысловых плоскостях (имеющих много точек и линий пересечения), но они-то и задают импровизационное пространство, в котором располагаются самые разные импровизационные факты.

Научные взгляды на музыкальную импровизацию прошли существенную эволюцию. До XIX века она понималась лишь как необходимый исполнительский навык. К осознанию её как самостоятельного художественного феномена западной музыки пришёл Г. Риман. Сегодня категория импровизации большинством исследователей распространяется и на внеевропейские музыкальные культуры. Однако, несмотря на неослабевающий интерес музыковедов и культурологов, универсальное учение об импровизации до сих пор не создано [52, c.103].

Современные исследователи музыкальной импровизации характерными ее признаками считают: "эффект особой непосредственности творческого высказывания; демонстрацию виртуозной легкости владения формотворческими и исполнительскими приемами, свободную импульсивность исполнения; образно-структурное отражение конкретно (возможно воображаемой) коммуникативной ситуации, породившей данное художественное высказывание [52, c.104].

Исследователи акцентируют внимание на том, что в импровизации проявляется суть личности музыканта; другие отмечают, что суть самой музыкальной импровизации - в экспонировании актуального состояния психики творца; что в основе импровизации лежит принцип, реализующий внезапный творческий импульс непосредственно в звуках, экспромтом и сразу в законченном виде [52, c.104].

Рассмотрим подробно, в чем же заключаются содержание детской импровизации. Помимо слуха, памяти, чувство ритма, развитого ладового чувство, ощущение формы, ритмо-формул, которые надо развить; мелодические обороты, которые надо присочинить к уже заданным; предложенной интонации, которую надо продолжить, ценность импровизации как методического приема в работе с детьми заключается в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное "взращивание" музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.

Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации.

Для использования на уроках музыки рекомендуются следующие виды импровизаций:

речевые импровизации, связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально-образного характера и настроения ("песенные" стихи рекомендуется исполнять нараспев, "танцевальные" - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, "маршевые" - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или "маршируя" пальцами по столу);

Страницы: 1 2 3

Навигация