Принцип природосообразности в образовании

Содержание образования основывается на принципах:

1. Гуманизма - предполагает признание самоценности личности, создания условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

2. Культуросообразности - требует создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, религии и т. д.) и достижения мировой цивилизации;

3. Целостности - единство социальнонравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию всех социальных институтов;

4. Непрерывности - обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности, предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогнозами на будущее;

5. Природосообразности - означает отношение к человеку как к части природы и создания для его развития соответствующей биологической и экологической среды.

Основным принципом развития содержания образования является принцип природосообразности. Суть этого подхода в том, что каждому периоду в жизни ребенка должны соответствовать свои формы и содержание педагогической деятельности. Так, в младшем возрасте ведущая деятельность ребенка - игра, а индивидуальные занятия сведены к развитию эмоциональной сферы. Не предоставив такой возможности ребенку в детстве, мы ограничиваем его способности в зрелом возрасте. В 10-14 лет ведущей деятельностью становится выстраивание отношений со сверстниками, проба своих возможностей и таким путем пробуждение интереса к какому-либо делу. Очень часто в этот период жизни школьника педагоги стремятся навязать ему какое-то занятие, не дав возможности осуществить пробу и выбор, и тем самым толкая его на путь инфантильности или отчуждения. С четырнадцати лет деятельность ребят связана с устремлениями к самореализации, самосовершенствованию. В этом возрасте подросткам свойственно увлечение чем-либо в ущерб другой обязательной деятельности [29, с.26-27].

Для достижения задач данного исследования целесообразно далее остановиться на характеристике подросткового возраста, поскольку изучение ботаники происходит в период 10-11 лет (подростковый возраст). В соответствии с принципом природосообразности, необходимо проанализировать соответствие форм работы на природном объекте и характеристику подросткового возраста.

Навигация