Традиционные средства наглядности

Современное образование » Наглядность в обучении географии » Традиционные средства наглядности

Страница 1

К вербальным средствам обучения относится учебник. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Наличие по каждому курсу двух-трех параллельных учебников – экспериментальных, пробных, стабильных – обеспечивает благоприятные условия для выбора той или иной методической концепции, заложенной авторами в каждом из учебников географии.

Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и специфический язык географии, создают яркую и запоминающуюся научную картину мира.Учебники помогают учителю организовать разнообразную познавательную деятельность учащихся. Они ориентируют учащихся на самостоятельное добывание знаний, развитие творчества, приобретение навыков самостоятельного учебного труда, сочетая при этом обще учебные умения (анализ, синтез, сравнение и др.) с географическими (работа с картой, описание, характеристики и др.). Также нацеливают их на практическое применение полученных географических знаний и умений.

Основу учебников географии составляет текст. При работе с объяснительным текстом учащиеся должны выявить причину развития изучаемого объекта или явления, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию, научные понятия, законы, принципы, обобщающие мировоззренческие выводы.

При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза.Анализ – практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта или явления в отдельности, как части целого.

Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника. Известны три уровня работы с текстом:

познавательный (главная цель – усвоение);

аналитический (главная цель – критика);

творческий (главная цель – созидание нового);

Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:

выделение существенного;

смысловая группировка;

составление плана, тезисов, конспекта;

составление схем, графиков, диаграмм;

формулирование выводов;

чтение поиск;

развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного;

Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы.

Составление тезисов также требует умения проводить анализ и синтез текста и одновременно совершенствует их. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и выражаются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений. Тезисы позволяют выявить основные идеи текста, четко сформулировать их в определенной системе. Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в них самое существенное, определяют суть и значение каждой части и, наконец, формулируют четкие положения, утверждающие или опровергающие какие-либо высказывания, содержащиеся в тексте.Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений и навыков ведения записей текстов. Проверить понимание содержания текста позволяют многочисленные вопросы и задания учебника различного уровня сложности.

Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее основной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация