Формирование умственных действий в процессе обучения основам наук в школе

Страница 1

Усвоение ребенком сложившихся в обществе системы понятий всегда идет с помощью взрослых. До систематического обучения в школе взрослые не ведут специальной работы по формированию понятий у детей. Они обычно ограничиваются лишь указанием на то, верно или не верно ребенок отнес предмет к соответствующему понятию. Вследствие этого ребенок усваивает понятие путем проб и ошибок. При этом в одних случаях ориентировка фактически происходит по несущественным признакам, но в силу сочетания их в предметах с существенными оказывается в определенных пределах верной, в других - ориентировка происходит на существенные признаки, но они остаются неосознанными. Именно в этой неосознанности существующих признаков Л.С. Выготский и видел специфику так называемых «житейских» понятий.

Совсем другое дело - когда ребёнок попадает в школу. Процесс обучения предполагает переход от стихийного хода деятельности ребёнка к деятельности целенаправленной, организованной. Понятия, которые формируются у ребёнка в школе, характеризуются, по мнению Л.С. Выготского тем, что их усвоение начинается с осознания существенных признаков понятия, что достигается введением определения. [23, с.146] Именно в осознанности существенных признаков Л.С. Выготский и видел специфику формирования научных понятий.

Путь формирования так называемых житейских понятий и путь формирования научных понятий – два принципиально разных пути. Если подойти к этим процессам со стороны деятельности ребёнка, то окажется, что и в том и в другом случае она не контролируема - плохо управляема и обучающему не известна. Простого показа существующих признаков понятия недостаточно для изменения характера или ликвидации стихийности становления познавательной деятельности [ 23,c.147].

При школьном обучении научные понятия усваиваются частью учащихся на том же уровне, что и “житейские”: учащиеся практически опираются на существенные признаки, но часто не осознают их, не могут целенаправленно использовать в процессе решения задач.

Большое внимание, которое в школьной практике уделяется заучиванию определений, правил объясняется тем, что процесс усвоения понимается неверно, нередко фактически исходят из того, что понятие в готовом виде может быть пересажено в голову учащихся.

Л.С. Выготский выступал против такого понимания усвоения понятий, поскольку ”знания усваиваются только в ходе собственной работы обучаемого с этими знаниями” [10,с.17].

Если до начала систематического обучения деятельность, которая необходима для усвоения понятий, не выделяется и не организуется, то задача обучения заключается именно в том, чтобы эту деятельность выделить и всесторонне организовать [24, с. 10].

Основываясь на понимании психики как деятельности, мы неизбежно приходим к тому, что любой образ, будь то восприятие или понятие, должен быть сопряжён с определённой системой действий. Следовательно, становление понятий - это процесс формирования не только особого образа как картины мира, но и определённой операционной системы, имеющей свою внутреннюю структуру. Действия, операции и составляют психологический механизм понятий. Действия выступают как средство формирования понятий и как способ их существования: помимо действий понятие не может быть ни усвоено, ни применено в дальнейшем к решению задач. В силу этого особенности сформированных понятий не могут быть поняты без обращения к деятельности, продуктом которой они являются [23,с.151].

’’Действие - процесс, образ - нечто одномоментное, статическое; в образе навстречу действию выступает объект, который противостоит этому действию. Но с другой стороны, в образах отражаются предметы, с которыми производится действие, и самое это отражение формируется на основе действия с предметами”. (Гальперин) [23,с.152].

Поскольку каждый образ сопряжён с определённой системой действий, то первая задача заключается в том, чтобы выделить эти действия. Для их выделения необходимо проанализировать те задачи, ради решения которых формируются понятия. В общих чертах цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса, и т.д. [23, с.152 ].

Например, действие выбора. Оно в ряде случаев предваряет подведение под понятие. Дело в том, что распознать предмет как объект данного класса, можно опираясь не всегда на одну и ту же совокупность свойств. Во многих случаях может быть выделено несколько таких эквивалентных систем (в геометрии примером могут служить признаки равенства треугольников). Это действие обеспечивает понимание отношений между различными свойствами понятия, их взаимозаменяемость в определённых условиях.

Страницы: 1 2 3

Навигация