Теория поэтапного формирования умственных действий

Страница 5

Овладение объективным критерием и особенно общий переход на позиции такого в собственном смысле опосредованного подхода к вещам составляет переворот в мышлении ребенка. Он выступает особенно разительным, если происходит на том уровне общего развития, когда вещи оцениваются им по непосредственному впечатлению, или по их общепринятому пониманию. Поэтому уместно будет сказать, что метод поэтапного формирования оказался методом исследования психологических процессов и явлений. Если учесть, что по законам формирования (всякого) хорошо освоенные части деятельности в нормальных условиях "спонтанно" сокращаются и в заключительной форме явления как бы отсутствуют, то не будет преувеличением сказать, что сегодня метод поэтапного формирования является, пожалуй, единственным методом собственно психологического анализа, это отмечалось и ранее [18, с.421].

Ведущая идея - лишь в процессе становления и развития открывается подлинное содержание и строение психологических процессов и явлений.

Если предъявлять задания в порядке, обратном формированию, - от более поздних, внутренних и сокращенных форм к более ранним, внешним и развернутым, - то схема поэтапного формирования может быть использована как средство диагностики наличия и качества интересующих нас "знаний и умений".

Когда, шаг за шагом, разъясняется схема полной ориентировочной основы действия, а затем по этой схеме воспитывается и само действие, производится решение разнообразных "целесообразно подобранных задач"; когда в результате многократного и разнообразного его применения, между отдельными звеньями образуются условные связи и, субъект начинает выполнять действие, не пользуясь их внешне или внутренне представленной схемой; когда такое усвоение действия повторяется на разных уровнях; когда в результате такого усвоения ориентировочная часть действия все более и более сокращается, - перед нами раскрывается сложная, иерархическая система, в целом составляющая процесс ориентировки, сцементированная своим нервным основанием, то есть физиологически реализованная и реально действующая система психологических механизмов данного явления.

При традиционном формировании действия существенная часть ориентировочная основы действия вообще остается неосознанной, так что и субъекту и исследователю открываются только промежуточные или конечные результаты процесса.

По мере усвоения самого метода, на основе которого формируются умения, происходит существенное изменение его внешнего вида - разделение этапов начинает стираться и некоторые из них как бы выпадают. Однако деятельность, составляющая содержание каждого этапа, продолжает выполняться на сохраняющихся этапах, иногда в измененной форме. Это значит, что при известных условиях формирования требуется тщательное разделение этапов и отдельных шагов, а при других целях необходимо, а не только возможно, их более или менее значительное сокращение. Основное и постоянное содержание метода составляет та совокупность работ, которые должны быть произведены, чтобы в результате обучения получить действия, представления или понятия с желаемыми, заданными свойствами. Некоторые из этих работ могут быть опущены (точнее, лишь попутно и бегло воспроизведены) только при условии, что они были произведены ранее, а их результаты уже имеются и притом в надлежащем качестве [25, с 3-5].

Каждый компонент основы действия может быть представлен в виде схемы: схемы понятия, схемы объектов, схемы выявления признаков, схемы вывода и т.д. Но какой бы ни была по качеству схема ориентировки действия и как бы она ни была представлена, все-таки она остается не более чем системой указаний на то, как выполнить новое действие, а не самим действием. Самого действия ученик еще не производил, а без самого действия ему нельзя научиться. Понимание означает лишь ориентировку в задании в той мере, в какой она уже выполнима, что всегда происходит с помощью намеченных умственных действий. Усвоение же нового действия, не может быть успешным без реализации этого понимания, без выполнения действия в материальной (материализованной) и других формах [23, с.191].

Итак, преимущество данного метода заключается в том, что он сначала намечает, а затем устанавливает последовательные шаги процесса и тем самым открывает внутреннюю структуру формируемого явления, в завершающей форме которого это внутреннее устройство уже не удается обнаружить.

Процесс формирования полноценного умственного действия, согласно исследованиям П.Я. Гальперина и его учеников должен содержать ряд обязательных этапов, включающих в себя: действие с предметами, перевод этих действий в громкую речь, проговаривание про себя, перевод во внутреннюю речь, интериоризация процессов мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация