Этапы организации и эффекты обучения подростков на базе объекта природы

Современное образование » Объект природы в биологическом образовании подростков » Этапы организации и эффекты обучения подростков на базе объекта природы

Страница 2

Поисково-исследовательский режим, актуализация полученных теоретических знаний в процессе их применения в практике - все это развивает креативность подростков, усиливает их мотивацию в обучении. Комплексно изучая «генеральный» объект природы, можно показать органичную взаимосвязь изучаемых в школе предметов-наук и тем самым формировать у ребенка целостную картину мира.

Формы использования природного объекта в образовании подростков безусловно выполняют важнейшие дидактические функции. Они позволяют использовать принцип наглядности обучения, повысить научность обучения и укрепить его связи с жизнью, с практикой, расширить возможности профориентационной работы.

Но наряду с обучающими и развивающими аспектами применение природного объекта в обучении выполняет еще и воспитательную роль.

Работа на объекте природы ближе к реальной жизни, чем урок. Поэтому у подростков с трудностями в интеллектуальном развитии появляется возможность проявить себя в практической сфере и общении, что приводит к желательной, более высокой их самооценке.

Неформальная обстановка, возникающая при групповой работе на объекте природы, позволяет в большей мере проявиться личностным качествам как учителя, так и школьников, создает возможности для межличностного общения, создает атмосферу сотрудничества и психологического комфорта.

Работа по группам под руководством вожатых-старшеклассников позволяет выявить психолого-педагогические проблемы в жизни детей, делает более естественным сам процесс формирования детских коллективов.

Таким образом, повышение «удельного веса» форм работы на объекте природы в современном учебно-воспитательном процессе школ позволяет компенсировать недостатки классно-урочной системы обучения за счет расширения воспитательного пространства школы. Такие формы работы - достаточно трудоемкое, но необходимое дополнение классно-урочной системы обучения. Появляется возможность построить для всех, а не только для отобранных по степени развития интеллект, детей такую воспитательную систему, в которой системообразующей становится познавательная деятельность, так как она более интересна и привлекательна именно для всех детей. Она расширяет воспитательное пространство школы, центр тяжести педагогического процесса переносится в реальную жизнь - на адекватный изучаемой науке природный объект.

По признанию В.Мурзалева, описанные эффекты использования форм обучения на базе природного объекта нуждаются во всесторонней экспериментальной проверке в деятельности различных типов учреждений, на различных объектах природы, ибо специфика каждого из них нуждается в индивидуальном подходе, в соответствующих коррективах.

Страницы: 1 2 

Навигация