Воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе

Современное образование » Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни » Воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе

Страница 1

Одним из наиболее важных условий успешности и эффективности деятельности человека является укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональной деятельности, приобретение практически важных знаний по физической культуре. Выполнение требований дисциплины “физическая культура”, с одной стороны, способствует созданию этих условий, с другой, напрямую зависит от того, насколько актуально пространство физической культуры и спорта в школе.

Исследования показывают, что в настоящее время пространство физической культуры и спорта не всегда является формирующим самореализацию личности.

В связи с этим возникла необходимость акцентирования внимания учителей школы и тренеров на использовании всего потенциала физической культуры и спорта для всестороннего развития школьников и формирования у них оптимальной самореализации в пространстве физической культуры.

Формирование и действие многогранных отношений в пространстве физической культуры спорта в целом обеспечиваются наличием социогенного подпространства, состоящего из политического, правового, экономического, культурного, образовательного, информационного, нравственного полей. Все события и участники спортивных отношений составляют содержание физического подпространства, где виды занятий - это моторное поле, а участники – физические агенты пространства [11,c.90].

В пространстве физической культуры и спорта четко определены границы правового поля. Спортивная деятельность подчиняется множеству различных правил: одни относятся к самой спортивной игре, другие – к внутренней деятельности спортивных организаций, третьи – определяют и регулируют финансовые взаимоотношения внутри и между спортивными организациями. Правовое пространство физической культуры и спорта включает нормативно-правовые документы всех спортивных организаций. К ним относятся внутренние уставы, хартии, регламенты, правили положения и т.п. В этой связи, спортивным классам было поручено подготовить наглядный материал о правилах, принятых при проведении соревнований по хоккею. Спортивный актив школы разработал Хартию спортивной культуры в школе, основанную на идеалах олимпийского движения.

Экономическое поле в пространстве физической культуры и спорта обеспечивалось администрацией школы, которая изыскивала средства на организацию спортивной секции по аэробике для учителей и родителей, а также на проведение спортивных соревнований, праздников, викторин и т.п.

Информационное поле пространства физической культуры и спорта в школе было актуализировано проведением конкурса на лучший плакат по теме физической культуры и спорта. Кроме того, спортивным активом школы была создана группа корреспондентов, выпускающая еженедельную спортивную стенгазету, в которой отражались спортивные и учебные достижения лучших спортсменов школы, а также анонсировались все спортивные мероприятия, предстоящей недели [13,c.190].

Немаловажное значение в структуре пространства спорта имеет культурное поле, обладающее сложной структурой и целостностью, особым свойством, “духом” места. Для формирования культурного поля в школьном пространстве физической культуры и спорта были запланированы походы на соревнования по фигурному катанию, хоккею, с последующим обсуждением поведения победителей и побежденных, всех участников соревновательных действий, судей, тренеров и т.п. для воспроизведения тех ценностей и отношений, которые пронизывают духовно-нравственную сферу общества.

На всех мероприятиях устраивались показательные выступления лучших спортсменов школы. Лучшими считались спортсмены, имеющие по совокупности высокие спортивные результаты и успешную учебную деятельность. Культура задает способ действия индивиду, фактически она задает определенный способ его физического бытия, и на этой основе в дальнейшем, в прямой связи с сущностными, внутренними характеристиками культуры, и вырастает сознательная способность, способность к рефлексии.

В этой связи актуальным становится рассмотрение физической культуры и спорта с точки зрения нравственного поля, представляющего собой исключительно “тонкую материю”, выражающую характеристику одного из наиболее глубинных элементов духовной жизни. Для актуализации нравственного поля на классном часе школьникам были предложены проблемные ситуации из жизни знаменитых спортсменов, когда спортсмен поставлен перед выбором между победой любой ценой и благородством.

Страницы: 1 2 3

Навигация