Теоретические основы оценивания на уроках информатики

Страница 1

Оценка - определение и выражение в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений, установленных программой, об уровне прилежания и состояния дисциплины.

Оценке в условиях обучения подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы и т. д. В оценке учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота, точность формулировок, прочность и стабильность усвоения знаний, их связь с практикой. Очень важно, чтобы оценка были объективными, так как этот фактор в дальнейшем может стимулировать уровень учебной активности или снижать его. Оценивание в России началось с Киевской духовной академия ( 1737 г.), оценивание проводилось с помощью словесных отзывов: I группа отзывов (очень хорошие успехи): - «учения изрядного ,надежного, доброго, похвального»; II группа (средние успехи) - «учения непосредственного, мерного, нехудого»; III группа (ниже среднего) - «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В Казанском университете (начало XIX г.) успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб. В Германия возникла первая система оценок в виде 3 баллов: 1-й - лучший, 2 - й - средний, 3 - й - худший. В России с 1837 года прижилась система оценки из 5 баллов: «5» - владеет в полной мере, «4» - (владеет достаточно), «3» - владеет недостаточно, «2» - не владеет. Пятибалльная система оценки знаний существует в школах России более 160 лет (с 1837 года). И до сих пор часть учительства считает её удобной, простой, выгодной. Но удобство, простота и выгода, прежде всего для учителя. А так как основная цель модернизации образования сегодня - личностная ориентация на ребенка, учет его индивидуальных особенностей, возможностей продвижения по пути овладения знаний в собственном темпе, то очевидно, применение этой системы малоэффективно, особенно для учащихся старших классов.

На сегодняшний день действительно значительное изменение произошли в обновление содержания обучения. Все ощутимее чувствуется изменения в технологиях обучения. Но вот система школьного оценивания ещё мало изменилась. Школьники часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют истинному результату затраченных усилий. Считается, что для учащегося оценки служат стимулом к получению знаний, а для родителей к тому, чтобы вести контроль за занятиями ребенка.

Недостатки 5-ти балльной системы оценки знаний учащихся

Нет эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.

Обостряются отношения между учителем и учащимся.

Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков.

Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.

Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.

«Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.

Функции системы оценивания.

Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

Страницы: 1 2

Навигация