Актуальность использования учебных деловых игр

Страница 1

Реорганизация высшего и средне-профессионального образования в стране главным образом нацелена на более полное удовлетворение потребностей общества в современных квалифицированных специалистах. Речь идет о повышении качества подготовки студентов. Для этого требуется, во-первых, признание будущим специалистом уровня квалификации как фактора, гарантирующего ему большую заработанную плату и широкие возможности для продвижения по иерархической лестнице. Во-вторых, необходимо пробудить у студентов интерес к овладению выбранной специальностью.

Исследование показывает, что стимулировать у студентов устойчивый и долговременный интерес к учебе весьма сложно. Для этого в равной степени требуется решение как педагогической, так и психологической проблемы.

Психологические проблемы вузовского обучения включают социально-психологический климат групп, факторы повышения успеваемости, мотивацию обучения, пробуждение интереса к избранной профессии. Психологический подход дифференцируется в зависимости от специальности, но имеет для любого профиля и общие факторы. Таким примером может быть обучение умению принимать решение. Будущий специалист должен не только использовать конкретные знания, но и уметь интегрировать их в процессе принятие решения даже в экстремальных условиях.

Несмотря на материальные трудности, современная высшая школа обладает огромными резервами качества подготовки специалистов. В последние годы наметились сдвиги в подготовке специалистов, т. е. больше внимания уделяется формированию практических навыков. Техника движется вперед, и молодой специалист, приступая к работе, сталкивается с проблемами, которые не существовали в период его учебы. Поэтому ему следует научиться прогнозированию, моделированию ситуаций, алгоритмам переработки информации, для чего преподаватель вуза должен в полной мере вскрывать и использовать интеллектуальные и эмоциональные возможности личности, учитывать «человеческий фактор».

Выявление потенциальных возможностей будущего специалиста заложено в совершенствовании процесса обучения.

Существенную определенную помощь в модернизации обучения оказывают игровые методы. В Московском педагогическом государственном университете со студентами первого курса также проводится ознакомительная деловая игра. На втором курсе студенты выступают перед преподавателями и сокурсниками, учатся в сложной, порой стрессовой ситуации, собираться с мыслями, активизировать мыслительный процесс. На третьем курсе, когда проходит педагогическая практика, студент уже должен быть готов к работе с коллективом учащихся.

Будущий молодой специалист, приступая к работе, не имеет опыта деятельности в коллективе, он еще не испытал, что такое формальные и неформальные (межличностные) отношения. Процесс адаптации к коллективу облегчается, если еще, будучи студентом, он получил возможность моделирования должностных ролей директора, кандидата на должность руководителя нового объекта, школьного логопеда, классного руководителя.

Известно, что лекция дает знания, но выполнение студентом функции «действующего лица» помогает развитию профессиональных навыков и активизирует творческие способности.

В этой связи активизация творческой, познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного обучения, которое в условиях все увеличивающегося объема информации выступает эффективным средством достижения прочных, глубоких знаний и навыков. Проблемное обучение формирует самостоятельность позиции студента, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности. Проблемное обучение способствует превращению усвоенных знаний в убеждения и выработке активной жизненной позиции.

Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Игра рассматривается как одна из основных активных форм учебной деятельности студентов.

Страницы: 1 2

Навигация