Пути развития внимания у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Оценку индивидуальных особенностей внимания школьника с речевыми нарушениями надо давать комплексно. Только анализ особенностей внимания во всей множественности его проявлений, выяснение сильных и слабых сторон дает основания для целенаправленной коррекционной работы.

Что же подлежит формированию и коррекции в общей системе проявления внимания?

Прежде всего, возможна систематическая тренировка свойств внимания. Необходимо подчеркнуть, что на пути тренировки и намеренного развития свойств внимания могут возникнуть определенные трудности, вызванные объективными обстоятельствами: как уже говорилось, свойства внимания в той или иной степени детерминируются основными свойствами нервной системы. Природная слабость последних может накладывать некоторые ограничения на развитие свойств внимания. Но природные предпосылки не единственный фактор детерминации свойств внимания. Для «свойств-навыков» (распределение и переключение внимания) немаловажную роль играет и обученность, поэтому распределение и переключение можно и нужно тренировать в первую очередь.

Если поставить перед учеником специальную цель добиться умения одновременно выполнять два параллельных действия, при определенных усилиях ему это удастся.

По совету психолога мама одного второклассника успевающего, но обладающего плохим распределением внимания, в течение полугода проводила с ним ежевечерние 15-минутные занятия. Мальчику предлагали простейшее задание - вычеркивать в газетном тексте 1 или 2 буквы, и в это время ставили детскую пластинку с какой-нибудь сказкой. Потом проверяли, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просили рассказать, что он услышал и понял из сказки. В первое время совмещение этих двух видов деятельности совершенно не давалось мальчику, вызывало бурные протесты. У мамы хватило терпения все это преодолеть, и в конце 2-го месяца он начал справляться с обоими заданиями более-менее успешно. После первых успехов родился «спортивный интерес» мальчик стал сам просить усложнить задание. В конечном счете, эти усилия стали сказываться на успеваемости, к концу полугодия она заметно улучшилась.

Существуют также приемы, позволяющие тренировать объем внимания в сочетании с кратковременной памятью. Один из них заключается в следующем: взрослый в отсутствии ребенка выкладывает на стол какое-то количество предметов и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд ему открывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, что тот увидел. Чем больше предметов ребенок успел зафиксировать, тем больше объем его внимания. Тренировка объема внимания, его расширение достигается путем многократного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов. Это упражнение легче и интересней делать с двумя-тремя детьми, поскольку в таком случае возникает соревнование.

Одним из факторов, влияющих на проявление свойств внимания в деятельности, является мотивация.

В реальной учебной жизни школьников с речевыми нарушениями действуют разные мотивы: деловые, мотивы достижений, познавательные.

Проявление свойств внимания в обследовании и организованность внимания в учебной работе школьников тесным образом связаны с их потребностями и мотивами. Причем, если мотивы достижений, желание избежать наказания или получить вознаграждение способствуют усиленному вознаграждению, то познавательные мотивы иногда приводят к противоположным результатам.

Первая группа мотивов ориентирует детей на получение хорошей оценки. Школьники с такой мотивацией в непосредственном контакте психологом производят удручающее впечатление. Особенно это касается тех, кто не уверен в себе. Выполняя тестовые задания, эти дети постоянно ищут подтверждения своей правоты. Задания сами по себе их совершенно не интересуют, они никогда не попросят ничего дополнительного, но зато обязательно поинтересуются, как решили задачи одноклассники.

Иначе проявляют себя деловые и познавательные мотивы. Дети с ярко выраженными деловыми мотивами, как правило, отличаются четкостью в работе, их внимание хорошо организовано, они прекрасно регулируют свое поведение. А вот познавательные мотивы, повышенная тяга к знаниям, особый интерес к новому далеко не всегда увязывается с организованностью внимания.

Ученик с сильно развитой познавательной мотивацией, увлекшись работой, может застрять на каких-то наиболее интересных ее участках. У таких школьников очень легко актуализируется послепроизвольное внимание. Погрузившись в интересную для них деятельность, они не слышат дальнейшего объяснения, не замечают обращения учителя. Конечно, о хорошей организованности внимания в таких случаях говорить не приходится, но именно познавательная мотивация служит одним из главных источников подлинного развития и совершенствования механизмов произвольного и непроизвольного внимания.

Страницы: 1 2 3

Навигация