Развитие основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи

Современное образование » Развитие основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи

Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике всегда придавалось большое значение. К. Д. Ушинский писал: «Прежде, чем воспитать человека во всех отношениях, нужно познать во всех отношениях». Во всем мире растет количество детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Однако уже сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогике у всех специалистов, имеющих дело с детьми.

Особого внимания требует к себе младший школьный возраст, когда организм очень хрупок, и каждый день промедления в современной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией.

Нарушения речевой функции – это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. А поскольку по данным статистики, число детей с речевыми расстройствами растет, то актуальность решения проблем коррекционно–воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение.

Нарушения речи являются одним из распространенных явлений не только среди детей, но и в среде взрослых. Если их вовремя не исправить в детском возрасте, они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок – подросток – взрослый”, т.е. ведут к возникновению закомлексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности, интеллектуальные возможности. Поэтому поиски приемов и методик в психолого-педагогической практике не утратили своей актуальности.

Данной проблемой занимается наука логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психологические особенности человека, имеющих речевые нарушения первичного характера.

Первичный дефект: недоразвитие или повреждения различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие со всех сторон речи: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижения уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи. Данные особенности, а так же недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающими, к чувству отверженности и одиночества.

Цель нашей работы: развитие основных свойств внимания: устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации, объема у младших школьников с нарушениями речи.

Объект исследования: ребенок с речевыми нарушениями.

Предмет исследования: произвольное внимание.

Задачи:

Проанализировать логопедическую, психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Определить уровень развития внимания у детей с нарушениями речи.

Разработать методы психологической коррекции основных свойств внимания.

Методы исследования:

Анализ литературы.

Методы математической статистики.

Игры и упражнения на развития внимания.

Наблюдения.

Эксперимент.

В основу исследования была положена гипотеза: развитие внимания у детей с нарушениями речи будет проходить наиболее эффективно при своевременной диагностике и систематических усилиях со стороны педагога и психолога.

База для проведения исследования: школа – интернат г. Кимовска

Испытуемые: дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (5 человек).

Практическая значимость: проведенная нами коррекционно – развивающая работа может быть использована и рекомендована для психологов, работающих с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Положения, выносимые на защиту:

У детей с нарушениями речи уровень развития внимания ниже, чем у нормы.

У них возможно путём коррекционной работы повысить уровень развития основных свойств внимания.

Навигация