Приемы повышения орфографической грамотности с помощью моделирования

Современное образование » Применение моделирования при изучении орфографии в начальной школе » Приемы повышения орфографической грамотности с помощью моделирования

Страница 1

Русский язык как предмет в на­чальной школе включает обучение элементарному письму, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков в условиях, когда ученики еще не приобрели необходимых зна­ний, когда у них еще нет достаточной грамматической базы. Познаватель­ный интерес детей может быстро угас­нуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определе­ний или правил, которые даны в учеб­нике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стой­кое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последо­вательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового мате­риала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.

Специально для уроков русского языка заводят тетради для опорных схем, моделей, которые заполняются по мере ознакомления с но­выми орфограммами. Листы нумеруются, чтобы удобно было находить нуж­ную страницу. В середине листа, на­верху, рисуется модель, пишется правило, а ниже записывается в столби­ках слова с данной орфограммой, ор­фограмму выделяется.

Например:

- удвоенные согласные в корне. Точка в квадратных скобках пока­зывает, что удвоенные согласные дают один звук: колонна.

Для каждой орфограммы отводим по нескольку страниц. Эти тетради яв­ляются постоянными спутниками де­тей, так как на любом уроке могут встретиться слова с изученной орфо­граммой. Таким образом у детей раз­виваются зрительная память и логи­ческое мышление.

Для активизации учебной деятель­ности эту же работа проводится в виде соревнования. Делится класс на 2—3 группы, каждой из которых выдается листы бумаги, где в верхней части изо­бражена модель- схема. Эта работа обычно проводится во внеурочное время: на перемене, после уроков, дома.

Например:

(удвоенные согласные в корне слова).

Дети пишут слова в столбиках и рядом указывают свою фамилию:

касса – Максимова

коллектив – Порфиръева

Детям такая работа очень нравится: они вспоминают слова, ищут их в словарях, включаются в работу и ро­дители.

При изучении орфограмм, используя на уроке модели, схемы учитель дает детям дополнительную информацию для активной деятельности учащихся.

Например: 1.Перенос слов с Ь.

Маль- чик Тать- яна

Школь- ник семь- янин

2.Безударные гласные в корне в приставке

Арбуз

Соловей

Хорист

пенал

3. Правописание количественных числительных

1) 5-10

2) 11-19

3) 20,30

4) 50-80

5) 500-900

Лесные музыканты

Это было ранней весной. Мы шли в лес по узкой тропке. Вдруг послы­шались чудесные звуки. За деревья­ми мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Раньше мы не знали, что сойки уме­ют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дорожке или опушке.

Такой диктант на 7-10 минут проводить можно на каждом уроке русского языка после работы с моделями, которые дети фиксируют после изучения орфографических правил. Результат будет— налицо. У учеников, которые допускали в дик­тантах и других видах работ до 40 ошибок, за короткий срок удалось сни­зить количество ошибок в контроль­ных диктантах до 5-6.

В результате такой работы на уро­ке у детей проявляется большой ин­терес к предмету, они активно мыс­лят Учитель, работая по учебникам «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, может включать в творческий поиск по составлению моделей детей. Используя опорные схемы- модели, они всегда помогают свободно выходить из любой трудной ситуации, не при­чиняя детям морального вреда.

Страницы: 1 2

Навигация