Эмпирическое исследование представлений о времени старших школьников

Современное образование » Изучение представлений о времени у старших школьников » Эмпирическое исследование представлений о времени старших школьников

Страница 2

2. Методика Б. Заззо «Наиболее предпочитаемый возраст»

Методика позволяет получить информацию о том, как относятся к своему возрасту испытуемые. Каждому участнику эксперимента предлагается возрастная шкала, где он отмечает тот возраст, на который сам себя ощущает.

Возможные варианты ответов:

- намного младше, чем сейчас (на 5 и более лет);

- немного младше, чем сейчас (на 2-3 года);

- как в настоящее время;

- немного старше (на 2-3 года);

- намного старше (на 5 и более лет).

Данная методика, согласно утверждению авторов, позволяет судить о том, насколько представления о времени испытуемых соответствуют реальности. Так, если юноша определяет свой возраст младше, чем он есть на самом деле, это говорит о несформированности представлений о будущем; при указании возраста намного старше реального – о неудовлетворении прошлым и настоящим.

Методика дополняется сопроводительной беседой. Испытуемому задаются следующие вопросы (взятые из модификаций методики Б. Заззо и апробированные в исследованиях Л.С. Птицыной, Н.А. Привалихиной):

- Что ты думаешь о своем будущем, каким оно тебе представляется?

- Ты можешь четко обозначить, чем ты будешь заниматься в ближайшие 3-5 лет?

- Каких результатов ты хочешь добиться в личной и профессиональной жизни в ближайшие 5-10 лет?

3. Методика А.М. Прихожан «Отношение ко времени»

Методика ориентирована на выявление переживания времени: прошлого, настоящего, будущего в настоящий период жизни. По результатам диагностики можно представить удовлетворенность испытуемых своим прошлым, настоящим или будущим.

Испытуемому предлагается вспомнить, какими событиями в жизни он больше всего доволен, чего он ждет от жизни и все ли его устраивает в настоящем. Ответы испытуемого сортируются по категориям «удовлетворенность прошлым, удовлетворенность настоящим, удовлетворенность будущим».

При неудовлетворении собственным прошлым, по мнению А.М. Прихожан, нельзя о говорить о сформированности представлений о нем, о наличии умений анализировать свое прошлое и выстраивать на основе этого анализа стратегии развития будущего. При неудовлетворении будущим отсутствуют четкие представления о нем, будущее кажется неясным, безрадостным. При неудовлетворении настоящим, по мнению А.М. Прихожан, возможны «перегибы» в сторону прошлого, желание остаться там. Представления о будущем при этом не сформированы.

4. Методика Ф. Зимбардо «Оценка временных ориентаций»

Данная методика направлена на оценку того времени, каким руководствуется в своей жизни испытуемый. Автор предлагает шесть шкал для оценивания: «негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее, трансцендентное будущее». Испытуемому предлагается 56 вопросов, на каждый из которых необходимо дать ответ. Ответы затем распределяются по матрице, результаты суммируются по шкалам.

Обработка результатов:

4-5 баллов – выраженность данной временной ориентации;

2-3 балла – направленность временной ориентации;

Страницы: 1 2 3

Навигация