Курсы по выбору как компонент предпрофильной подготовки

Современное образование » Предпрофильная подготовка в общеобразовательных учреждениях » Курсы по выбору как компонент предпрофильной подготовки

Страница 1

К курсам предпрофильной подготовки девятиклассников предъявляются следующие требования:

1.Они должны быть краткосрочными (месяц, четверть или полугодие) и двухчасовыми (2 часа на одно занятие).

2.Количество предлагаемых курсов должно быть избыточным, чтобы у ученика была возможность реального выбора. Поэтому набор («ассортимент») таких курсов желательно наметить уже в конце 8-го класса на основе соответствующего анкетирования учащихся, собеседований с ними.

3.Ученик должен иметь реальную возможность как минимум 2 раза за учебный год выстраивать для себя тот или иной вариант посещаемых им курсов.

Содержание данных курсов должно включать информацию двоякого характера: расширяющую сведения по учебным предметам и знакомящую учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. Кроме того, содержание этих курсов может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (история права, журналистика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т. п.) [35].

Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные

Задачи предметно-ориентированных (пробных) курсов:

• Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

• Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

• Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, курсы этого вида являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы по общеобразовательным предметам, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

■ Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

• Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

Данные курсы знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Например, это могут быть: «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и др. Оптимальная продолжительность одного такого курса — одна четверть.

Разрабатывать и проводить подобные курсы могут преподаватели иных образовательных учреждений единой образовательной сети, частью которой является школа [23].

Введение курсов предпрофильной подготовки в учебный план школы может осуществляться в виде различных комбинаций курсов.

При этом следует обратить внимание на следующее. При пятидневной учебной неделе, когда школьный компонент составляет в 9-м классе всего 2 часа в неделю, возможности предпрофильной подготовки весьма ограничены. Поэтому с переходом на профильное обучение и, соответственно, с введением обязательной предпрофильной подготовки целесообразнее переходить в 9-х классах на шестидневную учебную неделю.

Страницы: 1 2

Навигация