Предпрофильная подготовка в общеобразовательных учреждениях

Современное образование » Предпрофильная подготовка в общеобразовательных учреждениях

Идеей новой школы является идея развития. Но источником любого развития является противоречие. Для того чтобы противоречие снять, необходимо создать оптимальные условия для развития личности, наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся. Путь к созданию этих условий - дифференциация и гуманизация. С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика [6]. С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемое на современном этапе развития стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимосвязях с обществом. С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В отличие от углубленного профильное обучение организуется для всех учащихся и дифференцируется в зависимости от их интересов, склонностей, жизненных планов, в которых учебные возможности (обученность, обучаемость) представлены опосредованно, выступает одним из оснований самоопределения учащегося. Поэтому при составлении образовательных программ следует ориентироваться не только на стандарт, но на зоны ближайшего и перспективного развития учащихся.

В настоящее время разрабатывается двухуровневый стандарт общего образования на старшей ступени. Фиксированный профиль предполагает освоение непрофильных предметов на первом уровне стандарта (минимуме), профильных — на втором уровне. При таком подходе под углубленным изучением понимается освоение материала на уровне выше второго, что в фиксированном профиле можно обеспечить путем использования элективных курсов, углубляющих профильный предмет. Однако более соответствующим склонностям и способностям учащихся представляется идея «плавающего» стандарта, реализуемая в нефиксированном профиле. Она состоит в том, что обучение в классе по любому предмету ведется на уровне «не ниже минимума» в зависимости от желания и познавательных возможностей учащихся [8]. Например, может оказаться, что сильные учащиеся гуманитарного класса и за время, отведенное на базовый уровень освоения математики, способны изучить пред мет на уровне выше минимума. Напротив, слабый класс, выбравший математику как профильный предмет, может обучаться на уровне ниже второго, однако реально осваиваемое содержание представляет собой предел возможностей учащихся класса, и профильное обучение дает им возможность на более высоком уровне освоить содержание, чем это произошло бы при изучении математики как непрофильного или общеобразовательного предмета.

В связи с этим представляется плодотворной идея разработки «открытых стандартов», единых для освоения предмета как профильного, так и непрофильного, представляющих собой стандарты второго {«профильного») уровня, структурированные по степени важности материала, где минимум выделен в качестве материала первостепенной значимости. В настоящее время протест учащихся, родителей, учителей вызывают воспроизводящаяся ситуация с единым государственным экзаменом по математике — предмету, итоговая аттестация по которому обязательна для всех выпускников.

Сегодня контрольно-измерительные материалы содержат задания, выходящие за рамки «непрофильного» стандарта. Учащиеся, обучавшиеся по стандарту первого уровня и полностью освоившие его, обречены на получение в итоговом аттестационном испытании заведомо не выполнимых, незнакомых заданий, не ожидаемых учеником. В случае реализации единого «открытого» структурированного стандарта, в соответствии с которым разрабатываются контрольно-измерительные материалы, несоответствие содержания образования и итоговой аттестации будет устранено [39]. Помимо установления соответствия между структурированным стандартом и заданиями единого государственного экзамена для того, чтобы обязательный единый экзамен по математике не являлся препятствием к профилизации обучения на старшей ступени, необходимо менять отношение к оценке как учителей, так и учащихся, принципиально менять саму систему оценивания, перейти от «вычитательной» оценки (учитывающей ошибки и незнание учащихся в виде понижения оценки относительно идеальной безупречной работы, ожидаемой учителем) к «накопительной» (учитывающей достижения учащегося, суммирующей успешно выполненные им задания). Накопительная оценка может быть не только количественной, но и качественной. Причем качественная оценка в виде рецензий выполненных проектов или исследований, полученных в них продуктов, в большей мере применима при использовании проектного и исследовательского методов обучения.

Успешное построение индивидуальной образовательной траектории предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимся выбора, коррекцию траектории. Поэтому профиль не должен превратиться в тупиковую изолированную ветвь, с которой невозможно свернуть. В определяющих Документах выдвигается требование гибкости профиля. Это, в частности, означает, что первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, жестко определяющим обучение на протяжении всей старшей ступени [17]. Следовательно, должны быть специально предусмотрены механизмы, во-первых, регулярного переосмысления правильности сделанного ранее выбора, во-вторых, коррекции образовательной траектории, смены профиля обучения

Для обеспечения возможности смены профиля без ущерба для учащегося при разработке образовательной программы надбазовую часть профильного предмета рекомендуется планировать в виде полугодовых завершенных модулей-спецкурсов. Раз в полугодие следует не только предоставлять право в случае необходимости изменить выбор спецкурсов, обеспечивающих вариативный компонент учебного плана, но ставить всех учащихся в ситуацию конкретизации собственной образовательной траектории на следующий семестр. Необходимо специально предусмотреть механизмы коррекции уровня освоения тех предметов, которые меняют статус с непрофильных на профильные. Причем наличие модульной системы значительно облегчает процесс коррекции [12].

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Предпрофильная подготовка в общеобразовательных учреждениях».

Объектом нашего исследования является профильная подготовка в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования – предпрофильная подготовка в общеобразовательных учреждениях

Цель исследования – охарактеризовать предпрофильную подготовку в общеобразовательных учреждениях

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы.

3. Охарактеризовать предпрофильную подготовку в общеобразовательных учреждениях

Навигация