Цели и задачи профильного обучения

Страница 1

Профильное обучение исследователями трактуется по-разному, что связано с акцентированием их внимания на той или иной его стороне. Вот некоторые из трактовок.

1.Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способным обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

2.Участники научно-практической конференции «Профильное обучение в Москве: опыт, проблемы, перспективы», 2000 г., так сформулировали цель профилизации: обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения [13].

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [14] отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

4. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда . отработки гибкой системы, профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями Начального, среднего и высшего профессионального образования».

5. Цели профильного обучения, по мнению СП. Лернера [16], заключаются в следующем:

• обеспечить учащимся выбор индивидуальных образовательных программ (траекторий);

• обеспечить успешную социализацию учащихся в локальных и региональных социумах;

• предоставить школьникам возможность углубленно изучать отдельные дисциплины программы полного общего образования для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.

Функции профильного обучения:

A. Целевая интенсивная подготовка к поступлению в вузы разного профиля и сложности.

Б. Целевая интенсивная подготовка к приобретению наукоемких и сложных исполнительских профессий, к поступлению в средние специальные учебные заведения.

B. Подготовка к приобретению массовых исполнительских профессий средней сложности.

Профильное обучение способствует личностной ориентации учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории [9].

Таким образом, профильное обучение призвано обеспечить:

а) углубленное изучение учащимися отдельных дисциплин и циклов дисциплин;

б) подготовку к получению высшего профессионального образования;

в) успешную социализацию учащихся (в том числе с учетом требований рынка труда);

г) возможность углубленной дифференциации и построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Задача профилизации — создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.

Условия организации и обеспечения профильного обучения:

разработка и утверждение содержания профильного обучения (в том числе его программ);

разработка, утверждение и экспериментальная апробация форм организации и организационных моделей профильного обучения на уровне отдельного образовательного учреждения и на уровне групп образовательных учреждений;

переподготовка кадров для обучения по программам профильного обучения соответствующих типов;

ресурсное обеспечение реализации программ профильного обучения;

сертификация преподавателей и образовательных учреждений на право реализации программ профильного обучения;

управленческая реорганизация на уровне образовательных учреждений и вышестоящих уровнях управления. [21]

Из каких же компонентов складывается тот или иной профиль?

Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся. Их число не должно быть чрезмерно большим (не более 7), но в то же время это должен быть функционально полный набор. Концепцией профильного обучения предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей):

• русский язык;

• литература;

• иностранный язык;

• математика;

• история;

• физкультура;

• интегрированный курс естествознания (не для «естественнонаучных» профилей);

• интегрированный курс обществознания (не для «обществоведческих» профилей)

Профильные общеобразовательные предметы. Это курсы повышенного уровня, призванные углублять в старшей школе базовые общеобразовательные предметы и определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. При этом на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсор. Например, в филологическом профиле такими курсами могут быть: русский и иностранный языки, литература, поэтика; в социально-экономическом профиле — право, экономика, история, социология; в естественнонаучном профиле — физика, химия, биология, физическая география и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация