Цели и задачи профильного обучения

Страница 2

Свой вариант номенклатуры курсов предлагают исследователи из Пскова: естественно-математический (физика, химия, математика), биолого-экологический, историко-географический, гуманитарный (культурология, философия, социология, педагогика, психология), экономико-правовой, лингвострановедческий, информационно-технологический, инженерно-технологический и агротехнологический, а также медицинский и художественный [10].

Элективные курсы. Это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Они необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Школа может предложить 6-7 таких курсов, а ученик должен выбрать, скажем, 3 из них. Элективные курсы выполняют три основные функции:

а) могут стать надстройкой над профильными предметами, дополнять их, поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне. Например, для социально-экономического профиля могут представлять интерес курсы математической статистики, математической логики, теории вероятностей и т. п.;

б) могут развивать содержание одного или нескольких базисных предметов, изучение которых в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит интересующимся школьникам получить дополнительную подготовку и сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по этим предметам на профильном уровне;

в) могут быть направлены на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в областях, как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля, но способствующих их разностороннему личностному развитию. Например, если для школьников, обучающихся в классах негуманитарного профиля, окажутся интересными элективные курсы из области изобразительного искусства, зарубежной литературы; для учащихся гуманитарного профиля — курс «Информационный бизнес». Наконец, учащимся любого профиля чрезвычайно полезными в плане их развития могут оказаться такие практико-ориентированные курсы, как: «Основы рационального питания», «Основы потребительской культуры», «Современный этикет» и т. п. [23]

Соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50—30—20.

Таким образом, профиль — это та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки:

—минимальным объемам учебного времени, задаваемым базовым учебным планом (33 часа в неделю);

—нормам санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

Как полагает большинство авторов, нынешний базовый минимум может (и должен) быть понижен, а профильный — повышен. Поэтому для каждого предмета, преподаваемого в средней школе, необходим стандарт на базовом и на профильном уровне. Разработка таких стандартов ведется. Что касается содержания элективных курсов, то оно может описываться в форме примерных учебных программ; стандартизации эти курсы не подлежат.

Среди наиболее часто встречающихся проблем следующие:

• Не подготовлена нормативно-правовая база перехода на профильное обучение.

• Нет достаточного научного обоснования определенного и готового к реализаций содержания профильного обучения.

• Особый вопрос — программно-методическое обеспечение элективных курсов и курсов предпрофильной подготовки. С одной стороны, замечательно, что концепцией предусмотрены курсы, не подлежащие стандартизации. Возможность представить содержание элективных курсов в виде примерных учебных программ значительно увеличивает вариативность образования, расширяет свободу творчества педагогов. Иначе школьные учителя будут поставлены перед необходимостью в массовом и причем в срочном порядке разрабатывать авторские элективные курсы, не говоря уже об авторских курсах предпрофильной подготовки, которые изначально носят индивидуализированный характер [25].

Не определен эталонный и просто необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования.

• Существует опасность выхолащивания содержания в непрофильных классах, например, обзорное изучение литературы. Или, например, математический класс: все теоремы доказываются, задачи решаются трудные; в гуманитарном же классе некоторые теоремы не доказываются, некоторые не упоминаются. В итоге разные типы содержания обучения подменяются различными степенями сложности одного и того же содержания (формулировка В.В. Гузеева). Вывод: нельзя идти только по пути упрощения стандартного курса. Работа с учебником должна требовать интеллектуальных усилий. Разработка разных типов содержания запаздывает, пока не накоплен опыт самостоятельного научного конструирования учебных планов профильной дифференциации обучения, их социального и психолого-дидактического обоснования.

• Недостаточное учебно-методическое обеспечение профильного обучения. Возникают сложности с разработкой курсов по выбору, с адаптацией программ при организации индивидуальной образовательной траектории под конкретного учащегося. В ежегодно публикуемом Минобразования перечне из 1200 учебных изданий практически нет учебных курсов для профильных классов. Сегодня существуют лишь программы по физике и математике для гуманитарных классов. А как теперь в составе интегрированного курса естествознания для гуманитариев будут выглядеть химия, биология, астрономия или что собой будет представлять интегрированный курс обществознания для физико-математического профиля — остается только догадываться [21].

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация