Цели и задачи профильного обучения

Страница 3

• Недостаточное материально-техническое оснащение школ.

• Отсутствуют критерии оценки знаний при профильном обучении и их сопоставление с успехами учащихся по тем же предметам, но без профильной специализации; «тройка» по математике в профильном классе не равна «тройке» по этому же предмету в обычном классе, а тем не менее снижает выпускнику результаты обучения. Правила должны быть универсальными.

• Учащиеся в педагогической системе профильного образования встают перед необходимостью сложного и ответственного выбора пути своего будущего развития. Как всякий опыт ответственной «взрослой» деятельности, этот выбор положительно сказывается на формировании личности. Но он же предъявляет учащимся трудности, к преодолению которых они, может быть, еще не готовы. В определенных условиях это может явиться источником стрессов и повышенной тревожности.

• Существует проблема выбора профиля из-за неадекватной самооценки учащимися, их неустойчивости в предпочтениях (предпочтения могут меняться, а, попав в профильный класс, учащийся будет лишен возможности что-то изменить: трудно, окончив гуманитарный класс, поступить в технический вуз, и наоборот), а также из-за несовпадения желаний родителей с возможностями учащихся.

• Комплектование групп учащихся является той внешней формой, которая будет способствовать интериоризации, переходу во внутренний план существования целей и ценностей, может быть, еще только формирующихся в личности школьника. Позже, воплотившись в составе класса, осознающего себя как «математический» или «гуманитарный», эти цели и ценности станут действенным фактором активизации образовательной деятельности учащегося со стороны окружающей его педагогической среды. В этом случае действует механизм внушения, осознанного и неосознанного восприятия школьником интересов и ценностей референтной группы, в которую он включен в первое время лишь механически, то есть внешним образом [3].

• Подверженность ученика внешним влияниям товарищей, родителей, учителей и просто случайным фактором (вроде подвернувшейся под руку яркой рекламы) усиливает риск ошибки выбора. Избранный профиль обучения может оказаться не соответствующим структуре способностей и направленности личности, которые ребенок в себе еще не до конца осознал. Причем, чем на более раннем этапе развития делается выбор, тем он ответственнее. Может случиться так, что мощное формирующее ценности влияние референтной группы и профильных образовательных программ приведет в результате к выбору «за компанию» не своего пути в жизни. В таком случае не понявший себя вовремя талантливый биолог или психолог станет посредственным физиком и математиком.

• Сложность в наборе группы учащихся на профиль (группа должна быть не меньше 25 чел.).

Профильное обучение в определенной степени препятствует личностному развитию учащихся: необходимость поступления в вуз требует углубленной подготовки, а ориентация на универсальность образования, обеспечивающая дальнейшее самостоятельное развитие, непрерывность обучения, всесторонность и гармоничность развития и т. д. требуют сохранения в полном объеме базовых дисциплин всех сфер учебной деятельности школьника. При этом, естественно, возрастает учебная нагрузка, а само профильное обучение все более сводится к углубленному изучению отдельных учебных предметов [8].

• Сложности в методике психодого-педагогической диагностики учащихся.

• Недостаточно отработан мониторинг.

• Проблемы, связанные с работой в системе «школа-вуз»: недостаточная проработанность взаимоотношений «школа-вуз»-незаинтересованность вузов в сотрудничестве; неумение педагогов вузов работать со школьниками; возможности сохранения совмещенного выпускного (школьного) и вступительного (в вуз) экзамена.

• Трудности в достижении сбалансированного соотношения часов в учебном плане. Перегруженность базовых учебных предметов, необходимость их пересмотра для профильных классов. Невозможность изменения числа часов на изучение базовых предметов. Сложности в составлении расписания при переходе на индивидуальный учебный план.

• Сложности организации учебного процесса в многопрофильной школе.

• Неопределенность в системе «профиль — ЕГЭ». Крайне важна связь планируемой профильности образования на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единых экзаменов, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образования, то очевидно, что объективность и вообще реализуемость подобной системы может быть обеспечена только введением соответствующих образовательных стандартов — не только общеобразовательных, но и профильных [17].

• Процесс оптимизации территориальных сетей образовательных учреждений должен обеспечить рост возможностей получения полного среднего образования, в том числе по избираемым ими направлениям и профилям обучения. Однако в ряде случаев потребуется объективный учет подготовленности к профильному обучению, учет качества знаний будущего старшеклассника (особенно при наличии избытка выпускников основной ступени, желающих быть принятыми на обучение в наиболее престижные профильные школы территории). Это может потребовать изменения процесса организации итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к «внешней», проводимой муниципальными {или районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями выпускных экзаменов в 9-х классах, взамен действующей «внутришкольной» формы итоговой аттестации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация