Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Современное образование » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Страница 1

В самом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в ви­де потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она — стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, со­циальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологичес­кие характеристики.

Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов[4,45]выделил её четыре структурные компо­нента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность. В общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разгра­ничиваются по таким основаниям:

а) характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);

б) время (протяжённость) обусловливания деятельности (далёкая — короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

в) социальная значимость (социальные — узколичные, по П.М. Якобсону);

г) факт их включённости в саму деятельность или нахождения вне её (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);

д) определённый вид деятельности, например учебная мотивация, и др.

Учебная мотивация

— частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, она определяется, во-первых, самой образова­тельной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, субъектными осо­бенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и, в-пятых, спецификой учебного предмета.

Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается иерархией мо­тивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой де­ятельности и её выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка за­нять определённую позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом проис­ходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова[7,115] говорит об иерархичности её строения. Так, в неё вхо­дят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы, как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон и ненасыщаемость. Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлечённо работает над учебным материалом, точнее, над решением учебной задачи, не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация