Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Современное образование » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Страница 5

Приведём примеры психолого-педагоги­ческих характеристик учащихся, отстающих в учении и с отклоняющемся в поведении с рас­согласованием внутри мотивационной сферы.

Саша Ч. относится к представителям третьего типа учащихся с рассогласованием внутри мотивационной сферы, вариант а) це­левые — волевые проявления отстают от зре­лых мотивационных побуждений

Поведенческие проявления. Саша на уроках неусидчив, невнимателен, на замеча­ния учителя бурно реагирует, плохо воспри­нимает правила для успешного выполнения задания, поэтому допускает ошибки в учеб­ных задачах, невыдержан, отсутствуют це­леустремлённость и инициатива: часто на­рушает дисциплину в классе, грубит учите­лям и сверстникам, плохо контролирует своё поведение; не может начатое дело до­водить до конца, не умеет преодолевать препятствия, встречающиеся на пути к дости­жению цели.

Вместе с тем Саша охотно берётся за выполнение какого-либо задания, очень акти­вен, стремится к лидерству, но большим ав­торитетом у детей не пользуется, потому что в игре не придерживается правил, принятых сверстниками, порой агрессивен к детям, требующим играть по правилам.

Таким образом, у Саши при достаточ­ной мотивации низка волевая активность, связанная со слабой нервной системой (как результат тяжёлой беременности и родов ма­тери). Он ощущает дефицит доброжелатель­ного отношения со стороны взрослых, неадек­ватную реакцию учителей, родителей на его поведение.

Развивающе-коррекционная работа может включать дифференцированный и ин­дивидуальный подход, учитывая сензитивный период для формирования полевой активнос­ти: формирование способности выходить из затруднений, преодолевать внешние и внут­ренние трудности, самостоятельно ставить це­ли, возвращаться к неразрешённым задачам; выработка ориентации на результат деятель­ности, с учётом его способностей, возможнос­тей, вероятности успеха и неудачи; участие в групповых занятиях по психогимнастике, ролевым играм с опорой на развитую мотива­цию.

Юля А. относится к представителям третьего типа учащихся с рассогласованием внутри мотивационной сферы, вариант б) — внешние и внутренние мотивы развиваются несинхронно.

Поведенческие проявления. К учению у Юли нет побудительной силы, она находит­ся под влиянием взрослых (родителей, учите­лей), приспосабливается к обстоятельствам, чтобы получить удовлетворительную оцен­ку, — списывает, ждёт подсказку, желание хорошо учиться определяется стремлением оказаться на уровне требований, предъявляе­мых учителем, но отсутствие познавательной и личной мотивации приводит к неуспеху в учении; интерес к обучению — эпизодичес­кий в зависимости от степени внешней стиму­ляции; мотивация в учебной деятельности — отметка и потребность в одобрении учителя, а не потребность быть на уровне самооценки.

Вместе с тем внешние мотивы влияют на развитие потребности Юли в общении с учителями, сверстниками, в их одобрении, желании занять определённое место в систе­ме доступных ей общественных отношений, но внешней стимуляции недостаточно, что­бы преодолевать внутренние трудности, встречающиеся на пути обучения, межлич­ностного общения.

Таким образом, внешняя мотивация не является достаточной для успешного осуще­ствления учебной деятельности Юли. Она не может без внешней стимуляции выполнять то, что ей неинтересно, то есть действует только по чужому принуждению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация