Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Современное образование » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

Страница 7

Дети сами составили пословицу: "Дружба силы прибавляет, дружба и в учебе помогает!"

На уроках применяется орфографические, математические сказки, приглашаются героев из сказок. Для них и за них решаем задачи, считаем, обучаем их, делаем им покупки и т.д. Это Звукознайкин, Словознайкин, Буратино, Красная шапочка, Лиса Алиса, Незнайка, Петрушка и другие.

Нравится ребятам зарабатывать пятерки, копить их, а затем оформлять открытки, сделанные своими руками, дарить родителям в качестве трудового подарка к праздникам. Все это у малышей создает повышает уровень знаний.

Мотивация успеха подчинена основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития учащихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно, последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков, затруднений и выравнивания учащихся, они включаются во фронтальную работу класса.

Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, если оно сопровождается успехом, повышает мотивы обучения, а значит и качество образования.

В традиционной системе обучения основной целью являлось формирова­ние предметных знаний, умений и на­выков, в инновационном образовании во главу угла поставлено формирова­ние общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это в свою очередь повлекло за собой изменение подходов к системе оценивания учебных дости­жений школьников. Традиционная «отметочная» система оценивания вы­полняет только функцию внешнего контроля успешности обучения со сто­роны учителя, но не предполагает оценку учеником собственных дей­ствий, сопоставление его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).

Несовершенство существующей пятибалльной системы оценивания вызвано: по мнению методистов Е.Г. Фирсина, Н.П. Мурзина[3,79]

1) отсутствием возможности четко фиксировать различия в уровнях до­стижений учеников «вчера» и «сего­дня»;

2) травмирующим характером «от­меточной» системы, поскольку она становится орудием психологического давления и на самого ребенка, и на его родителей (ребенок буквально с 1-го класса живет под страхом двойки);

3) малой информативностью традиционной отметки в силу отсутствия ее четких критериев, что создает трудности как для учителя, так и для учащихся. В ситуации внешнего кон­троля ученик не защищен, поскольку не знает своих прав и не может оце­нить справедливость такого контроля. Или, например, проверочная работа может состоять из целого набора разноплановых заданий, каждое из кото­рых является носителем отдельного умения, сформированность которого отслеживается учителем. В итоге зада­ча данной работы понятна только учи­телю, а ученик опять выступает безли­ким «объектом» изучения.

Нетрудно видеть, что контролиро­вать свои умения пользоваться полу­ченными в процессе обучения знания­ми может только функционально гра­мотная личность, которая готова к саморазвитию. Поэтому фиксировать результаты контроля должен не только учитель, как принято в традицион­ном обучении, - это могут делать и учитель, и ученики в равноправном диалоге. Причем ученик имеет право оспорить отметку.

К 3-му классу совместная деятель­ность учителя и учащихся может быть представлена в виде следующего алго­ритма.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация