Критерии оценки знаний и умений учащихся

Современное образование » Оценка знаний учащихся » Критерии оценки знаний и умений учащихся

Страница 1

Результаты учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в оценках (характеристиках ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов).

Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

При проверке знаний, умений и навыков учащихся большое значение имеет их объективная оценка.

Требования к оценке:

· оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,

· оценка должна выполнять стимулирующую функцию,

· оценка должна быть всесторонней.

При оценке знаний нужно учитывать:

· объем знаний по учебному предмету (вопросу),

· понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

· степень систематизации и глубины знаний,

· действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

· содержание навыков и умений,

· точность, прочность, гибкость навыков и умений,

· возможность применять навыки и умения на практике,

· наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.[5]

С 1935 года начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 была заменена пятибалльными цифровыми оценками – 1. 2, 3. 4. 5.

По каждой учебной дисциплине даются рекомендации, как оценивать ответы и письменные работы.

Объективной оценке иногда мешают те образцы и шаблоны, к которым привыкает сам педагог и требует их соблюдения учащимися. Многие педагоги не допускают, что в учебном коллективе есть учащиеся более талантливые, чем их наставник.

В настоящее время существуют пятибалльная, десятибалльная, двенадцатибалльная системы оценивания знаний. В Китае и Израиле 100-балльная. В Чехии высшим баллом при пятибалльной система является 1.

Оценка, как и контроль, имеет образовательное и воспитательное значение. Оценка учебно-познавательной деятельности выражается в оценочных суждениях и заключениях педагога, которые могут быть сделаны в устной или письменной форме. Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

Отметка - это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.

Объективность и точность выставления отметок при оценивании учебной деятельности обучающихся обеспечиваются соответствующими критериями:

«5» баллов ставится за знания в полном объеме требований, предъявляемых программой;

«4» балла — за знания в объеме требований программы с небольшими отклонениями;

«3» балла — за знания, которые позволяют работать дальше;

«2» балла ставится тогда, когда уровень знаний не позволяет студенту продвигаться по программе дальше.

В высших учебных заведениях принята такая система оценивания: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

«Отлично» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).

«Хорошо» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.

«Удовлетворительно» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация