Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Страница 1

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной в 50-60-х гг. ХХв.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [12].

Одним из главных признаков ОНР является более позднее начало развития речи, скудный запас слов: первые слова появляются к 3-4, а иногда к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при ОНР исследовали Б.М.Гриншпун, В.К.Воробьева, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева и др. [22].

У детей с ОНР наблюдается отставание экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращённой речи, недостаточная речевая активность. У этих детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Кроме этого им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных упражнений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [12].

У детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты базовые внеречевые процессы: моторика (общая и мелкая), восприятие, память, мышление и др. У них наблюдается соматическая ослабленность и своеобразные поведенческие реакции. Такие дошкольники или крайне расторможены со своеобразными поведенческими реакциями, или крайне заторможены, медлительны [13].

Р.Е. Левиной разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи. Она выделила три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи [15]. Т.Б.Филичева выделила 1У уровень речевого развития у детей с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется крайне ограниченными речевыми средствами общения, в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже сформированной. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами [12, 14].

Названия действий заменяются названиями предметов, названия предметов заменяются названиями действий. Для детей первого уровня характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остаётся ограниченным по сравнению со здоровыми детьми того же возраста [12].

Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова, которые отсутствуют или имеются в зачаточном состоянии. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов.

Звукопроизношение характеризуется неопределённостью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъёма языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.

Речевая подражательная деятельность детей реализуется лишь в слоговых комплексах, состоящих из 2-3 плохо артикулируемых звуков

Отличительной чертой речевого развития детей этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова [22].

Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей. Для детей этого уровня речевого развития характерно использование простых предложений, состоящих из 2-3, иногда 4 слов, у них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными [12, 14].

Страницы: 1 2

Навигация