Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с онр третьего уровня

Современное образование » Особенности формирования словообразования существительных у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня, по сравнению с нормой » Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с онр третьего уровня

Страница 2

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова выделяют три этапа логопедической работы по формированию словообразования.

Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Образование:

а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

б) существительных с суффиксом -ниц-;

в) существительных с суффиксами -инк-, -ин-;

Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.

Содержание третьего этапа логопедической работы над словообразованием существительных включает образование названий профессий.

Работа над словообразовательными аффиксами у дошкольников с ОНР третьего уровня осуществляется следующим образом:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса.

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы.

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова: дом – домик, нос – носик, хвост – хвостик, куст – кустик и т.д.

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне: таз – тазик, сад – садик, лоб – лобик, клюв – клювик и т.д.

В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов: забор – заборчик, суп – супчик, блин – блинчик, стул - стульчик и т.д.

б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав - рукавчик.

Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа – лапка, мышь – мышка, яблоня – яблонька, ночь – ночка и т.д.

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования): шуба - шубка, рука – ручка, корова – коровка, птица – птичка и т.д.

в) словообразование существительных среднего рода от основы на -ц-

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация