Сущность педагогического мониторинга в современной системе биологического образования

Современное образование » Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе » Сущность педагогического мониторинга в современной системе биологического образования

Страница 2

Следует признать, что любое определение мониторинга точно отражает только его отдельные стороны. Любое определение схематично и не может претендовать на полную и объективную передачу сущности явления. А по определению Т.А. Стефановской, педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.

Одним из видов педагогического мониторинга является- локальный (внутришкольный) мониторинг, который позволяет анализировать развитие системы образования в отдельном общеобразовательном учебном заведении и условно дифференцируется по следующим компонентным составляющим (направлениям):

· директорский мониторинг;

· административный мониторинг;

· педагогический мониторинг;

· ученический мониторинг [12].

В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического мониторинга:

1. тематический – глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы;

2. фронтально-обзорный – пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам;

сравнительный – параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;

персональный – всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;

классно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе;

предметно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам;

комплексно-обобщающий – всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на начальной, основной средней или полной средней ступени школы;

оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.

формулирующий – оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;

итоговый (суммативный) – оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).

Выявляются четыре основные функции педагогического мониторинга :

диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы и уровня профессионализма и квалификации слушателей);

обучающая (повышение мотивации и индивидуализация темпа обучения);

организующая (совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);

воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций) [13]

Знание и понимание функций мониторинга поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Контролирующая функция считается одной из основных функций мониторинга. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Сущность обучающей, или развивающей, функции мониторинга ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом.

Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитательная функция мониторинга реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация