Сущность педагогического мониторинга в современной системе биологического образования

Современное образование » Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе » Сущность педагогического мониторинга в современной системе биологического образования

Страница 4

Мониторинг учебных достижений учащихся будет обеспечиваться, если:

- в ходе проведения процедуры мониторинга будет реализована вся совокупность его функций;

- процесс мониторинга учебных достижений учащихся строится на основе последовательного прохождения взаимосвязанных содержательно-временных этапов мониторинга:

1. Подготовительный этап

На этом этапе необходима следующая последовательность действий учителя:

1. Определить цель педагогического мониторинга, т.е. установить, насколько ученики владеют конкретными знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, измерение которых будет осуществляться на различных этапах процесса обучения предмету.

2. Выбрать основное учебное содержание, подлежащие контролю.

Прежде всего, учителю нужно определиться с видом мониторинга: предварительный, текущий, тематический, рубежный или итоговый. И затем составить сводную таблицу.

Знания

Специальные умений

Общеучебные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные

умения

ххх

ххх

ххх

ххх

ххх

3. Наметить контролирующую деятельность педагога и организационные формы проведения мониторинга.

Диапазон современных способов диагностики учебных достижений достаточно широк, это и традиционные индивидуальные (персональные), групповые, фронтальные, классно-обобщающие формы. По особенностям организации обратной связи может быть письменная или устная проверка, семинар, ролевая или деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная, практическая работа. По характеру изображения результатов контрольная работа организуется графическая, программированная, автоматизированная, текстовая, тестовая или иная форма представления материалов. По уровню самостоятельности и технологии проведения выполнение заданий может быть организовано как репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебником или рабочей тетрадью, самостоятельные практические исследования, уплотненный опрос, комбинированный контроль, зачет или экзамен.

4. Составить испытательные задания и эталоны ответов в соответствии с учебной программой.

Из фонда оценочных вопросов и зданий нужно отбирать самые валидные (на адекватность, соответствие) и надежные (степень доверия к данной форме) КИМы. Спектр вопросов и заданий весьма разноплановый: вопросы и задания по видам интеллектуальных умений (на описание, объяснение, сравнение, классификацию, обобщение, выдвижение и защиту гипотезы и т.д.), тестовые задания закрытого и открытого типа, вопросы и задания с использованием дидактического материала (схем, карт, текстовой информации, коллекций, муляжей, моделей и др.), задачи, упражнения, диктанты, сочинения, эссе.

Расположить вопросы и задания целесообразно так, чтобы они выстраивались в порядке усложнения. Количество вопросов и заданий должно быть таким, чтобы их содержание и объем позволили судить об усвоении основных знаний, умений и навыков темы.

Для оптимальной оперативной обработки результатов, в том числе для взаимопроверки и самоконтроля учебных достижений, необходимо подготовить индикаторы и эталоны ответов на предложенные учащимся контрольные вопросы и задания.

2. Контрольно-исполнительский этап мониторинга

На данном этапе учитель строит свою педагогическую деятельность так:

1. Руководство учителя. Разъяснение плана выполнения и выдача заданий.

Для этого учитель дает инструкцию по выполнению индивидуальных, групповых или фронтальных заданий. Указывает на характер выполнения заданий, последовательность их выполнения и оформления, временные сроки исполнения.

2. Управление контролем. Слежение за самостоятельностью ответов.

Конечно, идеальным для проведения педагогического мониторинга является система проведения ЕГЭ или ГИА: каждый ученик работает за отдельной партой, у каждого ученика индивидуальные контрольно-измерительные материалы в печатном виде.

3. Организация самоконтроля. Выполнение контрольного задания. Сравнение собственного ответа с эталоном.

Здесь может быть несколько вариантов: 1) Ученик досрочно выполнил контрольные задания. Учитель во время текущей аттестации дает ему «ключи» ответов и критерии выставления отметки. 2) Ученик выполнил задания в срок и проверить свою работу может в свободное внеурочное время. 3) Ученик получает контрольные задания на дом и оценивает их в соответствии с содержанием учебного материала в учебнике и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация