Специфические умения инженерной деятельности

Страница 1

Разработке понятий “умения” и “навыки” уделяют внимание многие отечественные ученые (П.Я. Гальперин, М.А. Данилов, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, Л.Б. Ительсон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и другие).

Дано множество определений понятий “умения” и “навыки”, при этом каждое из них отличается набором характеристик, индивидуальной окраской и нельзя сказать, что существует однозначное понимание этих терминов.

Согласно определению, приведенному в Малой советской энциклопедии, “умение - это способность человека выполнять какую-либо деятельность или действия на основе ранее полученного опыта” [106, с. 759].

Ряд ученых рассматривает умения как систему действий, осуществляемых в новых изменяющихся условиях деятельности. Так Т.А. Ильина под умениями понимает практические действия, которые ученик может совершать, когда требуется [59].

“Термином умение обозначается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности, имеющимися у субъекта знаниями”, - подчеркивает Л.Б. Ительсон [66, c. 248].

Как считает А.Н. Леонтьев, умение - это и процесс, последовательность действий; умений - это и сложное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков; это способ деятельности человека; умение - это и психическое свойство личности, ставшее внутренней возможностью наиболее успешного выполнения деятельности [99].

Во всем многообразии определений в качестве основной характеристики умения выделяется его осознанность. “Умение - это приобретенная человеком готовность к практическим действиям, выполняемым на основе усвоенных знаний” [44, c. 125].

“Умение - это обзор знаний, связанных с задачей; выделение ориентиров соответствующих свойств предметов; исследование на этой основе предмета; выявление его существенных для задачи свойств; определения на этой основе системы преобразований, ведущих к решению. Задачи; осуществление самих преобразований; контроль результатов поставленной целью и корректировка на этой основе всего описанного процесса”, - считает Л.Б. Ительсон [66, с. 241].

В процессе формирования умений обнаруживаются и формируются способности индивида (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.). К.К. Платонов определяет умение как “человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса” [134, с. 101]. Умение характеризуется практической действенностью (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.). Чтобы овладеть умением, человек должен не только осознать цель деятельности, но и усвоить приемы и способы ее осуществления. Умение - это деятельность, направляемая мотивом и выполняемая осознанными действиями с разной степенью совершенства (Л.Б. Ительсон, А.Р. Лурия и др.). Таким образом умение имеет мотивационную и операционную стороны, характеризуется осознанностью с опорой на имеющиеся знания. А.В. Петровский охарактеризовал процесс формирования умения как овладение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками [133]. В психолого-педагогической концепции российских ученых определение “умения” тесно связано с теорией деятельности и является как бы следствием этой теории. В теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность характеризуется определенным мотивом и определенной целью [97]. Умение может быть освоено с разной целью совершенства, но его выполнение контролируется сознанием. По мнению К.К. Платонова, выделяют поэтапно - первоначальное умение, недостаточно-умелую деятельность, отдельные общие умения, высокоразвитое умение, мастерство [135].

Обратимся к понятию “навык”. Под навыками в педагогике и психологии понимают “действия, автоматизировавшиеся в результате упражнения и проходящее через ряд этапов формирования” [135, c. 72 ]. В свете личностно-деятельностного подхода выполнение деятельности может быть определено как умение. Оптимальный уровень совершенства деятельности может быть определен как творческое умение. Осуществление деятельности на уровне творческого умения предполагает, что единицы деятельности - действия - должны быть доведены до такого уровня совершенства их исполнения, как “навык”. Навык, в свою очередь, “включает” операции, отработанные до уровня автоматизма как высшего качества осуществления операции, “навык . - это натренированное умение”, - считает В. Оконь [128, c. 141].

Страницы: 1 2 3 4

Навигация