Проблема модульного обучения в процессе формирования профессиональных умений студентов

Современное образование » Формирование профессиональных умений студентов в условиях модульного обучения » Проблема модульного обучения в процессе формирования профессиональных умений студентов

Страница 1

Современное состояние высшего профессионально-технического образования в России большинство специалистов оценивают как кризисное. Этот кризис, с одной стороны, обусловлен значительными социально-экономическими и политическими проблемами переходного периода, а с другой - применением устаревших форм и методов, проверенных временем, но уже недостаточных для решения вопросов активизации и индивидуализации процесса обучения, повышения самостоятельности студентов, предоставления им действенных знаний и развития умений [51]. Комплексно решать эти проблемы позволяют новые технологии обучения, способствующие формированию всесторонне развитой личности будущего специалиста.

Понятие “технология обучения” не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако в любом процессе обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми пользуется преподаватель, не употребляя самого термина.

В словаре В. Даля дается следующее определение: “Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу” [43 с. 404]. Возможно поэтому долгое время технология обучения отождествлялась с использованием технических средств обучения и рассматривалась как наука о применении их в учебном процессе.

В.Ж. Куклин и В.Г. Новоднов используют термины “педагогические информационные технологии”, имея в виду педагогические технологии, применяющие современную вычислительную технику и программное обеспечение; а А.Я. Савельев - “новые информационные технологии обучения”, базирующиеся на использовании компьютеров, различных электронных средств аудио- и видеотехники и систем коммуникации [90; 157]. Такие трактовки технологии обучения являются неоправданно узкими.

Другой подход, отождествляющий понятия научной организации процесса и технологии обучения, прослеживается в работе А.Г. Молибог. По его мнению:

- научная организация учебного процесса - это комплекс мероприятий, направленных на достижение эффективности учебного процесса за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств;

- технология обучения - система указаний, которая в ходе использования современных методов и средств обучения должна обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств [118].

Анализу понятия “технология обучения” посвящены и труды многих польских педагогов.

По мнению В. Оконя, в понятии “технология обучения” находят отражение содержательные и технические проблемы передачи и обмена информацией между учителем (или устройством, которое его заменяет) и учащимся [127].

В. Стрыковский считает, что технология обучения представляет собой педагогическую дисциплину, занимающуюся поиском и построением рациональных способов реализации процесса обучения путем использования традиционных и современных дидактических средств [170].

Ф. Янушкевич утверждает, что технология обучения в современном ее понимании преобразовалась в систему знаний, имеющих определенную научную базу, охватывающую всю совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и проведением учебного процесса [203].

По его мнению, для того, чтобы технология обучения содействовала педагогической практике, ее нужно рассматривать не в качестве одной из дисциплин педагогики или направления оптимизации образовательной практики, а как системный метод проектирования, реализации, оценки, корректировки и последующего воспроизводства процесса обучения.

Вопросам сущности понятия “технология обучения”, анализу специфических, частных и методологических проблем, связанных с ним, посвящены работы И. Марева, Л. Сепеш, А.А. Слободянюк [107; 160; 167].

Из отечественных педагогов наибольший вклад в разработку проблем технологий обучения внесли В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.А. Кан-Калик, М.В. Кларин, Н.Д. Никандров, О.П. Околелов, А.Я. Савельев, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур [14; 16; 60; 69; 73; 122; 126; 158; 172] и др. При этом В.П. Беспалько и Н.Ф. Талызина, рассматривая педагогическую технологию как средство гарантированного достижения целей обучения, подчеркивают, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и в этом отношении она рассматривает классическую дидактику. Это развитие, по их мнению, выражено в следующих принципах структурной и содержательной целостности технологии, ее диагностической направленности, завершенности, социо- и природосообразности, наконец, интенсивности всех процессов. А.Я. Савельев считает, что технология обучения - это способ содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей. О.П. Околелов под технологией обучения понимает целостную совокупность разнокачественных процедур (дидактических, общепедагогических, психологических и др.), обусловленную соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, которые призваны осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения новых) форм поведения и деятельности обучающегося [14; 122; 126; 172].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация