Проблема модульного обучения в процессе формирования профессиональных умений студентов

Современное образование » Формирование профессиональных умений студентов в условиях модульного обучения » Проблема модульного обучения в процессе формирования профессиональных умений студентов

Страница 2

В педагогической литературе также встречается понятие “педагогическая технология”. Возникает вопрос, какова же взаимосвязь между понятиями “технология обучения” и “педагогическая технология”?

По мнению В.С. Кагерманьяна, М.Г. Гарунова и Н.А. Марковой, эти понятия различны. В качестве аргумента они приводят определение В.П. Беспалько, что “педагогическая технология” - это описание (проект) всего процесса формирования личности учащихся [68].

С другой стороны, В.П. Беспалько под педагогической технологией понимает предварительно спроектированный и затем воспроизведенный в аудитории учебно-воспитательный процесс [14].

В настоящее время в образовательных системах утверждается подход к обучению как к процессу управления учебной деятельностью учащихся и их психическим развитием. Преимущество данного подхода заключается в возрастающей возможности перевода педагогической технологии в технологию обучения. Сторонниками этого направления являются Н.В. Кузьмина, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин [89; 112; 174; 201].

Любой учебно-воспитательный процесс представляет собой педагогическую систему, тогда педагогическую технологию можно определить как “проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике”. Отсюда следует, что воспроизводимость и планируемая эффективность любой педагогической технологии зависят от ее системности и структурированности [20, с. 32].

В структуре педагогической системы просматриваются исходные понятия научной теории: ее задачи и технология их решения. Любая дидактическая задача разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации преподавателя.

Итак, придерживаясь мнения В.С. Кагерманьяна, М.Г. Гарунова и Н.А. Марковой, под технологией обучения мы будем понимать систему психологических, общепедагогических, дидактических, частнометодических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленного на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалиста [68].

Технология обучения - это системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса; студент и преподаватель; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).

На основании определения технологии обучения как системной категории в рамках системы образования сложились три наиболее устойчивые модели обучения.

Экстенсивная модель обучения базируется на традиционной дидактической теории, которая видит свою задачу в том, чтобы приобщить обучающихся к обобщенному и систематизированному опыту. Обучение предстает набором технологий передачи готового материала, вырванного из контекста предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Усвоение учебной информации рассматривается как цель обучения, а об уровне обучения судят по объему, уровню и прочности усвоенной информации.

Экстенсивная модель может основываться на объяснительно-иллюстративной теории обучения. Цели обучения также задаются извне, однако преподаватель демонстрирует привлекательность выставляемых им целей. Процесс обучения в определенной степени индивидуализируется (используются процедуры типа тестов интеллекта) и допускает некоторую регулируемую активность учащихся.

Продуктивная модель обучения строится на дидактической теории побуждения (не принуждения, как описывалось выше) учащихся к активности в познавательной деятельности. Цель обучения - подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми им предстоит заниматься. В рамках этой концепции был сформулирован принцип связи теории и практики, появилось понятие “активное обучение”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация