Дидактические основы и принципы экспериментальной работы

Страница 1

При подготовке эксперимента необходимо было определить, какие аспекты такого сложного и многообразного понятия, как профессиональные умения специалиста, могут подлежать экспериментальной проверке, и на основе найденного решения определить методы проверки эффективности предлагаемой программы модульного обучения. Перед нами стоял вопрос, какие методы, формы работы способствуют развитию профессиональных умений студентов. Исходя из всего этого, необходимо было: 1) установить недостатки традиционной системы обучения; 2) выделить наиболее характерные для деятельности инженера-механика умения; 3) разработать критерии уровня сформированности профессиональных умений у студентов-механиков; 4) провести диагностику сформированности профессиональных умений, а также факторов (профессиональная мотивация и профессиональная направленность), влияющих на их развитие.

Исследование проводилось в течение 1995-2000 г.г. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучались теоретические подходы к выбранной проблеме формирования профессиональных умений, происходило практическое изучение структуры и содержания специальных дисциплин, изучаемых студентами. Это дало возможность выделить и обосновать проблему исследования, определить цели и задачи, сформулировать рабочую гипотезу.

На втором этапе (1996-1997 г.г.) был проведен констатирующий эксперимент, позволивший выявить отрицательные стереотипы в традиционной системе обучения и разработать программу модульного обучения.

Третий этап (1997-2000 г.г.) был посвящен организации и проведению формирующего эксперимента и обработке его результатов. Цель этого этапа - экспериментально проверить эффективность разработанной программы модульного обучения.

В исследовании приняли участие 300 человек: 250 студентов-механиков машиностроительных факультетов Дальневосточного Государственного Технического Университета (ДВГТУ) и Арсеньевского технологического института (АрТИ), 30 преподавателей ДВГТУ, АрТИ и Дальрыбвтуза, 20 практикующих инженеров-механиков.

Была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 34 человек.

Эксперимент проводился в Дальневосточном Государственном Техническом Университете в естественных условиях, в ходе учебного процесса, в течение второго семестра третьего курса обучения 1998-1999 учебного года при изучении курса “Теория автоматического управления” на специальности 120100 “Технология машиностроения”.

Для сравнения результатов академической успеваемости по курсу ТАУ при традиционной и экспериментальной системе обучения в качестве контрольной группы мы выбрали также студентов (34 человека) специальности “Технология машиностроения”, но 1997-1998 учебного года. Оценка качественного состава ЭГ и КГ была произведена на основе анализа результатов вступительных экзаменов (по физике и математике), результатов экзаменов за I-ый и II-ой курс по ТОЭ и высшей математике, специально разработанного диагностического задания [Прил. 1]. Данные опроса показали, что средний балл на вступительных экзаменах у студентов экспериментальной группы составляет: по физике 3,9; по математике 3,8; у студентов контрольной группы - 3,7 и 3,8 соответственно. Средний балл по высшей математике за I-ый и II-ой курс у студентов ЭГ - 3,7 (КГ - 3,6); по ТОЭ в обеих группах - 3,8. Средний балл за диагностическое задание в экспериментальной и контрольной группах составил 3,3.

Чтобы исключить влияние на результаты эксперимента различных индивидуальных стилей педагогической деятельности, в обеих группах лекционные занятия проводил один и тот же преподаватель, а лабораторные работы - другой.

На аудиторные занятия программой отводится 119 часов. Обучение в экспериментальной группе велось по программе модульного обучения.

Мы основывались на методологических подходах В.П. Беспалько, Е.П. Бочаровой, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, Г.В. Никитиной, А.А. Реана, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова и других и принципах гуманистической педагогики.

Успешность профессиональной деятельности инженера-механика зависит от уровня развития у него творческих умений (основанных на способности к саморазвитию), формирование которых и является одной из важных задач преподавателей технического вуза. Исходя из этого, суть предлагаемой нами экспериментальной программы заключается в подходе к учебному процессу как процессу управления, где большая часть времени отводится на самостоятельную работу студентов, а преподаватель выступает в качестве руководителя.

Страницы: 1 2

Навигация