Дидактические основы и принципы экспериментальной работы

Страница 2

Важную роль в образовательном процессе играют и возрастные особенности обучающихся, которые также необходимо учитывать.

В. Шляпентох отмечает, что возраст относится к числу тех признаков, которые в той или иной степени оказывают воздействие на все характеристики человека. А по мнению В.А. Калмык, возраст в среднем характеризует жизненную силу человека, его здоровье, работоспособность; его личные качества и свойства - восприимчивость к новым условиям труда и его организации, степень внимания, память и другие умственные и психологические способности к труду [129].

Студенты III курса (19-20 лет) относятся к юношескому возрасту. Согласно теории Э. Эриксона, он характеризуется как период жизненного самоопределения, планирования ближайшего будущего, активного поиска себя, становления мировоззрения [196].

Именно в этом возрасте, как подчеркивает А. Маслоу, усиливается процесс самоактуализации личности (т.е. использование и развитие у человека задатков и превращение их в способности), возрастает роль самооценки, изменяются взаимоотношения с другими людьми [110].

С другой стороны, в 19-20 лет обострены чувства максимализма, категоричности, самоуверенности, самолюбия.

Усилия педагога, на наш взгляд, в этот период должны быть направлены на выявление, дальнейшее развитие и закрепление у студентов таких личностных качеств, которые в последующем окажут положительное влияние не только на успешность профессиональной деятельности, но и на выбор принципов жизнеопределения.

С целью выявления недостатков традиционной системы обучения нами было проведено анкетирование студентов по методике Е.П. Бочаровой, касающейся оценивания знаний студентов в учебном процессе, а также анкетирование преподавателей по модифицированной методике Е.П. Бочаровой относительно самостоятельной учебной деятельности студентов и организации учебного процесса.

Наиболее важные для деятельности инженера-механика умения мы выделили на основании данных профессиографического опроса, проведенного по методике Г.В. Никитиной и В.Н. Романенко.

Для оценки сформированности профессиональных умений мы использовали уровни усвоения учебной информации В.П. Беспалько: I) узнавание - студент выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивная деятельность); II) воспроизведение - студент самостоятельно воспроизводит и применят информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной; III) применение - характеризует способность студента использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях (продуктивная деятельность) [15].

Для диагностики исходного уровня профессиональных умений студентов было использовано расчетно-графическое задание по профилирующим для инженера-механика дисциплинам, оценка которого производилась по критериям В.П. Беспалько.

Предположив, что на формирование умений оказывают влияние мотивация и профессиональная направленность, мы исследовали их уровни соответственно по методикам А.А. Реана и Е.А. Климова, а эмоциональное состояние студентов при традиционной и экспериментальной системах обучения - по модифицированной методике Н.В. Кузьминой “Эмоции на занятиях”.

На завершающем этапе эксперимента диагностика уровня сформированности профессиональных умений студентов обеих групп на основе теста, результаты которого оценивались также по критериям В.П. Беспалько.

Оценка значимости изменений проводилась с помощью дисперсионного параметрического анализа по критериям Стьюдента и Пирсона.

Страницы: 1 2 

Навигация