Реализация компьютерной поддержки образовательного процесса: проблемы и решения

Страница 1

В Информационном письме Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 №14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную» сказано: «По оценкам специалистов, выпускники начальной школы недостаточно хорошо владеют умениями пользоваться информацией. Причины в том, что весь начальный этап обучения единственным носителем информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. Основная школа требует от учащихся умений работать с информацией» (1, С. 1).

Среди современных ученых, изучающих проблемы применения информационных средств в обучении, следует назвать В.П.Беспалько, А.А. Витухновскую, Б.С.Гершунского, М.П.Лапчика, Е.И. Машбица, А.Г. Селевко и др. (5, 12, 15, 21, 23, 43). Большой вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А.П.Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

Модернизация школьной образовательной системы России предполагает изменение средств и форм познавательной деятельности учащихся, отводя значительную роль информатизации образования, в том числе использованию компьютерных и коммуникационных технологий (2).

Назовем факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию новых информационных технологий в начальной школе:

Известные дидактические возможности компьютера;

Наличие на рынке многочисленных программных продуктов для школы;

Введение в учебные планы многих школ пропедевтического курса информатики (и развитие на основе этого компьютерной грамотности школьников);

Реализация в стране программ «Компьютеризация сельской школы» и Intel «Обучение для будущего», стимулирующих формирование информационной культуры школьников и учителей;

Наличие во многих семьях компьютеров, способствующих тому, что у детей формируется готовность к использованию компьютеров в обучении по различным учебным предметам (12).

Опыт школ, в которых на уроках в начальных классах применяются электронные учебные материалы, демонстрирует целый ряд положительных тенденций. В первую очередь это уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся, повышение активности и инициативности школьников, положительная динамика мотивации учения, формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Однако для подавляющего большинства школ информатизация начального образования остается пока далекой перспективой. Причиной тому является не столько отсутствие технических средств, сколько целый ряд организационно-педагогических и методических проблем.

Прежде всего, следует рассмотреть проблемы, связанные с организацией урока в начальной школе с применением информационных технологий. Специфика преподавания в начальной школе предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, препятствует формированию умений и навыков традиционными методами. Учитывая, что по санитарно-гигиеническим нормам работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжаться более 15 минут, целесообразно проводить уроки с применением новых информационных технологий в кабинетах начальных классов (3). В этом случае школьники остаются в привычной для них обстановке, сидят за партами, размеры которых подобраны в соответствии с ростом детей; компьютер используется на уроке как современное средство обучения математике, русскому языку, естествознанию и другим предметам, а не рассматривается как объект изучения. Наличие в кабинетах начальных классов 1-3 компьютеров для индивидуальной работы младших школьников на уроке позволяет решить данную проблему (27).

Страницы: 1 2 3

Навигация