Современное общество находится в состоянии перехода от индустриального этапа своего развития к этапу информационному. Это означает, в частности, что все большее число людей сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации. Процесс информатизации и компьютеризации затрагивает и сферу образования.
На современном этапе реформирования российской школы большое внимание уделяется применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и, в частности, в начальном образовании. Причин тому несколько:
Существует социальный заказ, связанный с потребностью в выпускниках школы нового поколения: инициативных, способных к самообучению, обладающих высокой информационно-коммуникационной компетенцией.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что протекает зачастую очень болезненно. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет сделать переход к учебной деятельности более плавным.
Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Использование же ЗУНов в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть - к мотивации их приобретения.
Приведенные факты показывают, что использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает запросам современного общества и психолого-физиологическому развитию учащихся и позволяет повысить эффективность формирования знаний, умений и навыков у младших школьников. Однако процесс информатизации отечественной школы существенно сдерживается рядом серьезных факторов:
неготовностью либо нежеланием подавляющего большинства учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности;
явной недостаточностью качественного программного обеспечения и дидактических разработок по различным учебным предметам школьного курса и по естествознанию, в том числе.
трудностями, связанными с организацией процесса обучения с использованием информационных компьютерных технологий (11).
Данное противоречие позволяет сделать вывод об актуальности изучения вопросов использования информационных компьютерных технологий в обучении младших школьников.
Цель настоящего исследования - доказать эффективность специально разработанного комплекса учебных занятий с использованием информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы.
Объект исследования: процесс формирования естественнонаучных знаний у младших школьников.
Предмет исследования: специально разработанный комплекс учебных занятий с использованием информационных компьютерных технологий, направленный на повышение уровня знаний о явлениях неживой природы у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование специально разработанного комплекса учебных занятий с использованием информационных компьютерных технологий будет способствовать повышению уровня знаний о явлениях неживой природы у младших школьников.
Задачи исследования: - осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы;
- изучить деятельность учителей начальных классов по формированию знаний о явлениях неживой природы в процессе изучения естествознания;
- разработать специальный комплекс занятий, направленный на формирование у учащихся знаний о явлениях неживой природы;
- провести констатирующий эксперимент;
- провести формирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
изучение результатов деятельности учащихся;
анкетирование учителей и учащихся начальных классов;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
количественная и качественная обработка полученных результатов.
База исследования: МОУСОШ №3 г. Костомукши, учащиеся 3-а класса («Окружающий мир» изучается по программе О.Т. Поглазовой).