Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Страница 1

Выбор методов и средств обучения зависит от целей и содержания учебного материала, подготовленности учащихся, их организованности, дисциплины и возрастных особенностей. Поскольку для младших школьников характерно неустойчивое внимание и быстрая утомляемость, учитель должен использовать разнообразные методы и приемы учебной работы, чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, использовать игровые элементы.

1. Средства обучения. Современный урок естествознания немыслим без наглядного обучения. Все многообразие наглядных средств обучения в учебном процессе используется комплексно в различном сочетании и соотношении с организационными формами, методами обучения. В осуществлении принципа наглядности при формировании у младших школьников знаний о явлениях неживой природы большая роль отводится учебным картинам, таблицам, аудиовизуальным средствам обучения. Данные средства делают возможным формирование представлений о природных явлениях, не подлежащих в силу удаленности или других причин непосредственному восприятию и наблюдению. К аудиовизуальным средствам обучения относятся учебные фильмы, телепередачи, слайдфильмы, видеоролики и т.д. По своим техническим особенностям экранные пособия делятся на две группы: статические и динамические звуковые. Первая группа пособий по своим методическим качествам приближается к традиционным средствам наглядности (картины, рисунки на доске, самодельные пособия). Однако преимуществом статических средств является большая величина кадра, лучшее качество изображения, экономичность и удобство в эксплуатации. Наибольшее распространение в практике современной школы получило использование слайдфильмов. Ими можно иллюстрировать рассказ учителя или беседу, использовать их как источник знаний для самостоятельной работы учащихся: описание явления, объяснение причин, порождающих его и т.д. Слайды удобны для использования в обучении, потому что демонстрируются фрагментарно. При подготовке к уроку учитель подбирает их в определенной последовательности.

Вторая группа аудиовизуальных средств обучения – динамические звуковые пособия – позволяет учащимся ближе подойти к непосредственному наблюдению действительности, не выходя из класса. Главное достоинство мультимедиа в том, что все отображенные в нем процессы и явления воспроизводятся в динамике, а изображение можно давать то в общем плане, то с выделением отдельных деталей (9).

На сегодняшний день информационные компьютерные технологии предоставляют возможность учителю, даже не обладающему глубокими знаниями и умениями в компьютерной области, создавать наглядные средства обучения, как статические, так и динамические, или же воспользоваться уже готовыми. В Интернете выложено большое количество дидактических разработок, видеороликов различных природных явлений, статичных или анимированных изображений хорошего качества. Компьютерные средства позволяют ускорить или же замедлить скорость показа того или иного природного явления, остановить показ видео в любом месте для комментирования учителем или совместного обсуждения увиденного.

При изучении явлений неживой природы большое значение в начальных классах уделяется также работе с такими наглядными пособиями, как глобус, географическая карта, компас, термометр, флюгер, осадкомер и др.

Наглядные пособия используются практически на всех уроках естествознания. Однако их роль в рамках различных методов обучения меняется. При словесных методах наглядность служит как иллюстрация в подтверждение слов учители или для усиления образности его рассказа. При проведении урока с использованием наглядных методов наглядные средства обучения служат источником информации для учащихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, самостоятельно или с помощью вопросов учителя учащиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключения.

2. Методы обучения. Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. По определению Ю.К. Бабанского, метод – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых в процессе обучения (35, С 185). По классификации, данной Н.М. Верзилиным, в основу которой он кладет источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности учащегося, все методы можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (9).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация