Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Страница 6

На уроке «Природные явления и погода» учащиеся должны вспомнить, какие объекты можно отнести к живой либо неживой природе, чем отличаются предметы природы от явлений, какие характеристики погоды им уже известны.

Интерес к новой тем возникает в тех случаях, когда объясняются причины явлений, о которых учащиеся слышали (землетрясения, извержения вулканов), наблюдали (погода, осадки и т.д.), но не были знакомы с причинами их возникновения. Для пробуждения интереса учащихся важно показать им практическую значимость изучаемых явлений, процессов и их исследований с помощью вопросов: «Почему важно изучать погоду, климат?», «Представителям каких профессий важно знать прогноз погоды?»

Здесь могут быть использованы тематические и предметные интернет-ресурсы; наглядные пособия, видео- и анимационные материалы; учащимся может быть предложено выполнить ряд заданий на компьютере. При их выполнении школьники вспоминают усвоенные знания, необходимые для последующего изучения нового материала (43).

3. Изучение нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Этот элемент урока связан с формированием и развитием у школьников новых естественнонаучных знаний, умений и навыков. Здесь учитель применяет разнообразные сочетания методов и приемов для реализации поставленных целей обучения и выделяет главные и второстепенные, вспомогательные, понятия урока, определяет время на их изучение.

При изучении нового материала могут использоваться слайдфильмы, созданные при помощи редактора презентаций PowerPoint. В слайдфильмах могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения; на экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Также возможно использование электронных изданий или системы заданий, созданных в учебно-развивающей среде.

Самостоятельной работе с программными средствами должно предшествовать создание учителем проблемной ситуации, когда учащимися либо необходимо выбрать путь решения из ряда возможных, либо разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, требующими теоретического объяснения, либо осознать необходимость систематизации нового материала. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную самостоятельную работу обучающихся.

Например, на уроке на тему «Осадки» учащиеся узнают, что из туч могут идти различные виды осадков. Возникает вопрос, отчего это зависит? Как образуются тучи? Начинается активный поиск теоретического объяснения возникшей ситуации. В процессе самостоятельного изучения материала новой темы обучающиеся знакомятся с понятиями «температура воздуха», «испарение» и т.д., приобретают навыки работы с текстом электронных изданий, выделения в нем главного. Текст может иметь ссылки на дополнительный материал справочника, может быть снабжен иллюстрациями, схемами, динамическими моделями. После самостоятельного изучения учащимися нового материала с помощью программных средств обобщение и закрепление материала проводится с учителем (24).

4. Повторение и закрепление изученного материала. Дидактическая цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации через самостоятельное выполнение заданий; использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала. На данном этапе учащимся могут быть предложены задания на правильность, полноту, осознанность и практическое применение формируемых в ходе данного урока знаний.

Так, при изучении темы «Ветер» могут быть предложены следующие задания:

- вставьте пропущенные в тексте слова;

- назовите известные вам характеристики ветра;

- восстановите перепутанную логическую цепочку;

- для чего летчикам и морякам необходимо знать направление и силу ветра?

- прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос: «О какой характеристике ветра идет речь?»;

- как, не выходя из дома, определить, что на улице ветрено?

Используя программные средства, учитель может осуществлять индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей обучающихся, характера допущенных ими ранее ошибок и сложности учебного материала. При этом может быть предложена система заданий, созданная учителем в учебно-развивающей среде, а также готовые педагогические программные средства (49).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация