Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Страница 7

5. Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

- осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

- повышается объективность оценки;

- ученик видит детальную картину собственных недоработок;

- оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

- на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Формы контроля с использованием компьютерных средств: задания, тесты (открытые и закрытые), задания на репродукцию, применение, творческое применение и др.

Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий (43).

6. Домашнее задание – необходимый элемент урока, который включает в себя как задания по работе с учебником, так и для повседневных наблюдений за объектами в природе. Учитель обязан подробно объяснить, что выполнять и как выполнять. Через домашнее задание осуществляется связь с последующим уроком.

Структура урока варьируется в зависимости от его типа, конкретного содержания и применяемой методики. Использование компьютерных технологий возможно практически на любом из этапов образовательного процесса. При этом должно учитываться: содержание изучаемого материала; уровень оснащения школы компьютерными и программными средствами; психологические и социометрические характеристики класса и каждого ребенка; классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и средств и др.).

В стандарте начального общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой и неживой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов. Исходя из данных требований, особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления природы и др. (45).

Названные умения учащиеся приобретают, прежде всего, во время экскурсий в природу. В разных программах по предмету «Окружающий мир» количество экскурсий варьируется, но во всех программах они являются обязательными.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия может входить в систему уроков либо быть формой внеклассной работы. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся (24).

Попадая в природную среду, школьники учатся разбираться в многообразии предметов и явлений, устанавливать связи. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности, формируются навыки самостоятельной работы.

Экскурсии по природоведению бывают вводными, текущими и обобщающими. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в 3 классе по теме «Погода и ее измерение» на метеорологическую станцию или школьную географическую площадку.

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Явления неживой природы зимой». Обобщающие экскурсии проводятся в конце темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала (4).

Основной проблемой проведения экскурсий по явлениям неживой природы является тот факт, что учителю необходимо знать наверняка, какие явления, в каком месте, в какое время суток можно пронаблюдать. А это не всегда можно сделать. Поэтому целый ряд наблюдений поручается учащимся выполнять самостоятельно во внеурочное время. Результаты работы дети фиксируют в «Дневниках наблюдений» и в «Классном уголке природы».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Навигация