Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Страница 5

В практике преподавания разные методы редко применяются в чистом виде. Как правило, они используются в различных сочетаниях. Трудно представить применение наглядных и практических методов без слова. С другой стороны, чисто словесное преподавание может сформировать преимущественно формальные знания, действия по образцу, что отрицательно сказывается на развитии личности ребенка. Другим важным моментом необходимости сочетания методов является то, что они способны нивелировать отрицательные стороны друг друга и усиливать положительные. Замедленный процесс получения знаний, который имеет место при применении наглядных и практических методов может быть ускорен словесными методами (4).

Методы обучения реализуются через приемы, в определенных формах и с помощью определенных средств.

3. Формы обучения. По определению Ю.К. Бабанского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме» (35, с. 211).

В теории и практике обучения естествознанию сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, экскурсия, внеурочная деятельность, внеклассная работа.

Основной формой организации учебной деятельности является урок. Урок – это относительно самостоятельная, целостная единица общего учебного процесса. Тип урока намечается в зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения. Каждая тема предмета «Окружающий мир» состоит из ряда уроков в последовательности, определяемой логикой их содержания. В больших по количеству отведенных часов темах различают уроки: вводные, раскрывающие содержание темы и заключительные, или обобщающие. По небольшим темам учитель делает введение в начале первого урока, а заключение – в конце последнего. На первом уроке по теме ставится основная проблема, которая будет раскрыта в процессе прохождения всей темы, указываются основные вопросы ее содержания, устанавливаются связи с пройденными и последующими темами. Если на первом уроке перед учащимися ставится главный или несколько главных вопросов темы, то на заключительном на эти вопросы даются обобщающие ответы. Задача заключительного урока по теме не только повторить пройденное и опросить учащихся, но, главное, уточнить и обобщить приобретенные учащимися понятия. По самому существу урок и его проведение определяется учебным содержанием, которое зависит от состава знаний, указываемых темой программы, и количеством часов, отведенных на ее изучение (4).

Так, например, при изучении темы «Погода. Явления неживой природы» проводится вводный урок, на котором дается общее представление о погоде и факторах, ее определяющих. Затем проводится ряд уроков, на которых формируются простые понятия (ветер, температура воздуха, облачность, осадки и др.). В конце изучения темы простые понятия обобщаются в сложное понятие «погода», обобщаются способы метеорологических измерений и наблюдений за погодой (9).

Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их порядка, обусловленную внутренней логической связью. Рассмотрим особенности различных этапов уроков предмета «Окружающий мир» при изучении темы «Явления неживой природы» и возможности использования информационных компьютерных технологий на каждом из этапов.

1. Проверка домашнего задания. Проводится с целью выявления факта его выполнения у всего класса за короткий промежуток времени; устранения типичных ошибок. При этом используются различные формы контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы. На данном этапе урока могут быть использованы программные средства учебного назначения, содержащие электронное домашнее задание, тесты. Причем данные задания могут быть использованы как для всего класса, так и для отдельных учащихся.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Дидактическими целями данного этапа урока являются: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Может проходить в фронтальной, групповой или индивидуальной форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация