Формирование знаний о явлениях неживой природы в процессе экспериментальной работы

Страница 4

Задания на правильность.

Выбери правильный ответ (только один):

1. От чего зависит сила ветра?

А) от количества облаков на небе; В) от скорости движения воздушных масс;

Б) от его направления; Г) от высоты волн на море.

2. Атмосферная влага, падающая в каком-либо виде на землю – это…

А) осадки; В) облачность;

Б) гроза; Г) ветер.

3. Перистые, кучевые, слоистые – всё это виды …

А) осадков;

Б) ветра;

В) растений;

Г) облаков.

4. К электрическим явлениям природы относится…

А) ледостав;

Б) гроза;

В) ветер;

Г) шторм.

5. Отметь лишнее

А) ветер;

Б) снегопад;

В) радуга;

Г) листопад.

Задания на осознанность:

1. Как, наблюдая, можно определить, что «на почве заморозки», не имея термометра?

2. Почему летом облака состоят из капелек воды, а зимой – из льдинок?

3. Почему на медленных реках ледостав начинается раньше, чем на быстрых?

4. Почему перед выпадением осадков дым стелется по земле, а в сухую погоду стоит столбом?

5. Почему во время ветра белье, вывешенное на улицу, сохнет быстрее?

При проверке работ использовались следующие критерии оценки:

Задания на правильность: 1 балл ставился за правильный ответ; 0 баллов – за неправильный.

Затем подсчитывается общее количество баллов и выставляется итоговый балл: 5 баллов – «отлично»; 4 балла – «хорошо»; 3 балла – «удовлетворительно»; меньше 3 баллов – «неудовлетворительно».

Задания на осознанность:

5 баллов – наличие в ответе некоторых неточностей, которые не являются определяющими;

4 балла – наличие в ответе некоторых неточностей, которые не являются определяющими, и несущественных ошибок;

3 балла – наличие ошибок, которые могут быть существенными, но основная суть вопроса раскрыта;

2 балла – дан неправильный ответ;

1 балл – ученик не приступил к ответу на этот вопрос.

Затем подсчитывается общее количество баллов и выставляется итоговый балл:

- 25-23 балла – «отлично»;- 17-13 баллов – «удовлетворительно»;

- 22-18 балла – «хорошо»;- меньше 13 баллов – «неудовлетворительно».

Данные по итогам проверочной работы зафиксированы в таблицах 1 (для экспериментальной группы) и 2 (для контрольной группы) (Приложение 4). Результаты проведенного теста представлены на рисунках 3 (проверка знаний на правильность) и 4 (проверка знаний на осознанность).

Анализ ответов учащихся в экспериментальной группе (правильность знаний).

31% (4 учащихся) получили отметку «отлично»;

23% (3 учащихся) получили отметку «хорошо»;

38% (5 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;

8% (1 учащийся) получили отметку «неудовлетворительно».

Анализ ответов учащихся в контрольной группе (правильность знаний).

43% (6 учащихся) получили отметку «отлично»;

29% (4 учащихся) получили отметку «хорошо»;

29% (4 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;

Отметку «неудовлетворительно» не получил ни один из учащихся

Анализ ответов учащихся в экспериментальной группе (осознанность знаний).

Отметку «отлично» не получил никто из учащихся;

8% (1 учащийся) получили отметку «хорошо»;

31% (4 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;

62% (8 учащихся) получили отметку «неудовлетворительно».

Анализ ответов учащихся в контрольной группе (осознанность знаний).

Отметку «отлично» не получил никто из учащихся ;

43% (6 учащихся) получили отметку «хорошо»;

14% (2 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;

43% (6 учащихся) получили отметку «неудовлетворительно».

Данные, полученные в ходе тестирования, подтверждают выводы, сделанные в результате педагогического наблюдения. Если при проверке правильности знаний более 50% учащихся обеих групп получили «отлично» и «хорошо», то с вопросами на осознанность знаний справились значительно хуже. В обеих группах вырос процент учащихся, неудовлетворительно справившихся с заданиями. Это говорит о том, что упор при преподавании естествознания в данном классе делается на заучивание определений и пересказ текстов. Однако такой подход не позволяет решать основные задачи начального естественнонаучного образования, а именно:

- формировать и развивать элементарные представления и первоначальные понятия об окружающей природе, об изменении и взаимодействии ее компонентов;

- развивать положительные личностные качества: научное мировоззрение, наблюдательность, любознательность, творческие способности и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация