Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию знаний у младших школьников о явлениях неживой природы

Современное образование » Эффективность применения информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы » Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию знаний у младших школьников о явлениях неживой природы

Страница 2

43% (6учащихся) получили отметку «хорошо»;

21% (3 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;

Отметку «неудовлетворительно» не получил ни один из учащихся группы.

Анализ ответов учащихся в экспериментальной группе (осознанность знаний).

31% (4 учащихся) получили отметку «отлично»;

46% (6 учащихся) получили отметку «хорошо»;

23% (3 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;

Отметку «неудовлетворительно» не получил ни один из учащихся группы.

Анализ ответов учащихся в контрольной группе (осознанность знаний).

29% (4 учащихся) получили отметку «отлично»;

36% (5 учащихся) получили отметку «хорошо»;

29% (4 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;

6% (1 учащихся) получили отметку «неудовлетворительно».

Таким образом, в результате анализа данных, полученных в ходе проведения проверочной работы, было выявлено следующее. При оценивании правильности знаний значительная часть учащихся обеих групп получили «отлично» и «хорошо». Причем, если в экспериментальной группе количество учащихся, показавших высокий уровень, существенно возросло (более 60% учащихся справились с заданиями на «отлично»), то в контрольной группе этот показатель существенно не изменился. При оценивании осознанности знаний выяснилось, что более 75% учащихся экспериментальной группы показали высокий уровень знаний (около 60% - в контрольной группе). В экспериментальной группе нет учащихся, не справившихся с работой (7% - в контрольной группе).

Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что в большинстве случаев компьютерные технологии при реализации данного комплекса занятий в использовались целесообразно, способствовали реализации дидактических целей на различных этапах обучения, повышению уровня знаний учащихся, повышению познавательного интереса к урокам предмета «Окружающий мир», в целом, и к теме «Явления неживой природы», в частности.

В рамках констатирующего эксперимента нами были проанализированы особенности организации образовательного процесса по формированию естественнонаучных знаний у учащихся 3-а класса средней общеобразовательной школы №3 г. Костомукши. При проведении констатирующего этапа ОЭР использовались следующие методы педагогического исследования: анкетирование учителей и учащихся, педагогическое наблюдение, изучение школьной документации, беседа с учащимися, проведение проверочной работы по определению уровня знаний. Сопоставление данных, полученных нами в результате использования данных методов педагогического исследования, позволило сделать вывод о низкой эффективности формирования знаний у учащихся по предмету «Окружающий мир» и еще раз обозначило проблемы, сдерживающие процесс информатизации начального образования, раскрываемые нами во второй главе данной дипломной работы.

С целью повышения качества знаний младших школьников о явлениях неживой природы и уровня познавательного интереса учащихся нами был специально разработан и реализован комплекс, включающий в себя 9 занятий с использованием информационных компьютерных технологий. При создании данного комплекса использовались интегрированные средства Microsoft Office, электронные справочники, программные средства учебного назначения, графические редакторы. Компьютерная поддержка уроков была разработана в учебно-развивающей среде ЛогоМиры. Данный комплекс учитывает интересы учащихся, их возрастные особенности, уровень оснащенности школы компьютерными средствами, специфику предмета «Окружающий мир» и изучаемой темы, а также методические и санитарно-гигиенические требования.

Уроки, как обязательная форма обучения, проводились параллельно в обеих группах. Как экспериментальная, так и контрольная группа изучали одни и те же темы.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало, что проведение комплекса занятий на этапе формирующего эксперимента способствовало повышению качества естественнонаучных знаний, а также уровня познавательного интереса учащихся экспериментальной группы к урокам предмета «Окружающий мир» вообще и к теме «Явления неживой природы» в частности.

Данная работа была направлена на решение одной из актуальных проблем естественнонаучного образования младших школьников – возможности и целесообразности использования информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников естественнонаучных знаний.

В ходе исследования была проведена диагностика, в ходе которой были выявлены уровень знаний и уровень познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» у учащихся третьего класса, а также причины, способствующие низкой эффективности формирования знаний о природе в начальной школе.

В ходе опытно-экспериментальной работы, учитывая возрастные особенности младших школьников и методические требования, был разработан и реализован комплекс занятий с учащимися, направленный на формирование у них знаний о явлениях неживой природы. В ходе проведения занятий активно использовались различные компьютерные и программные средства.

Страницы: 1 2 3

Навигация