Творчество в деятельности студента и аспиранта

Страница 4

Особый интерес и внимание вызывает технология саморазвивающего обучения, предложенная Германом Константиновичем Селевко. Опираясь на основные положения этой технологии, можно организовать деятельность человека не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

– в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Подробно рассмотрев теоретическую составляющую творчества и самореализации студентов и аспирантов, было принято решение провести практическое исследование.

В целях проведения исследования на тему творческой составляющей и самореализации в деятельности студентов и аспирантов в числе прочих личных качеств и умений было проведено анкетирование среди учащихся КГЭУ (магистранты второго года обучения и аспиранты первого года обучения). Генеральная совокупность магистрантов и аспирантов составила 54 и 60 человек. Выборочная совокупность – 20 аспирантов и 20 магистрантов.

Для проведения данного исследования была разработана анкета «Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы», включающая перечень основных и необходимых качеств и умений, по мнению автора. Учащимся было предложено заполнить эту анкету, максимально объективно оценив свои личностные качества по десятибалльной шкале. В исследовании приняло участие 20 магистрантов и 20 аспирантов. Результатом стал подсчет среднего балла по каждому выделенному качеству, построение гистограмм и их сравнение.

Рис. 1. Анкета «Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы». Максимально объективно оцените свои качества по десятибалльной шкале (0 – отсутствуют, 10 – максимально развиты)

Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы

№ п/п

Личные качества и умения

Степень обладания, в баллах от 0 до 10

1

Дисциплинированность

2

Системный взгляд

3

Высокий уровень базового образования

4

Самореализация

5

Творческий склад ума

6

Умение перерабатывать большой объем информации

7

Чувство времени и пространства

8

Умение организовать

9

Трудолюбие

10

Ответственность

11

Пунктуальность

12

Исполнительность

13

Интуиция

14

Чувствительность к индивидуальным особенностям учащихся

15

Способности к внушению

16

Умение излагать свои мысли

17

Аналитический склад ума

18

Гуманизм

19

Наличие собственного мнения, умение его обосновать

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация