Творчество в деятельности студента и аспиранта

Страница 5

Для удобства иллюстрации гистограммы, выделенные качества и умения, были стратифицированы в группы компонентов идеальной компетентностной модели преподавателя высшей школы по Кузьминой Н.В.: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Под стратификацией (расслоением) данных понимают разбиение собираемых статистических данных на отдельные группы. Применение метода расслоения облегчает определение источников вариации в собираемых данных и способствует получению достоверной и корректной информации об исследуемом процессе.

Проектировочный уровень включает такие качества, как дисциплинированность, системный взгляд, высокий уровень базового образования, самореализация, творческий склад ума. Конструктивный – умение перерабатывать большой объем информации. Организаторский – чувство времени и пространства, умение организовать, трудолюбие, ответственность, пунктуальность, исполнительность. Коммуникативный уровень включает интуицию, чувствительность к индивидуальным особенностям учащихся, способности к внушению, умение излагать свои мысли, наличие собственного мнение, умение его обосновать. Гностический аналитический склад ума, гуманизм.

Рис. 2. Гистограмма распределения средних баллов у аспирантов

Рис. 3. Гистограмма распределения средних баллов у магистрантов.

Исходя из полученных данных видно (рис. 2, 3), что средний балл магистрантов почти по всем параметрам выше среднего балла аспирантов.

Рис. 4. Гистограмма распределения среднего балла аспирантов по компетенциям

Где компетенции: 1 – проектировочный уровень, 2 – конструктивный, 3 организаторский, 4 – коммуникативный, 5 – гностический.

Рис. 5 Гистограмма распределения среднего балла магистрантов по компетенциям.

Для наглядности совместим полученные гистограммы и получим сравнение по всем компетенциям

Рис. 6 Сравнительная гистограмма распределения средних баллов аспирантов и магистрантов.

По полученным результатам видно, что свои личные качества и умения в совокупности компетенций аспиранты оценивают ниже, чем магистранты. Так на проектировочном уровне, включающем самореализацию и творчество, средний общий балл ниже магистрантского на 3,6 балла; на конструктивном 0,7; на организаторском – 5,5; на коммуникативном – 1; на гностическом уровне – на 1,2 балла.

По мнению автора, данные проведенного исследования являются не достаточно объективными, так как анкетирование проводилось в небольшой выборке и условиях одного учебного заведения. Но они могут послужить основой для более полного широкого исследования темы профессиональных компетенций в будущем.

Полученные данные, скорей всего, говорят об объективности одних (в данном случае аспирантов) и необъективности других (магистрантов), так как при планировании исследования ожидалось получить обратные результаты.

В отношении самореализации и творчества студентов (магистрантов) и аспирантов, можно отметить, что в условиях Казанского Государственного Энергетического Университета существует база для развития этих качеств и баллы по этим качествам достаточно высоки.

Самореализация и творчество – одна из наиболее популярных тем исследований в психологии и педагогике. Условия для развития этих важнейших качеств в деятельности студентов и аспирантов регламентированы нормативно-правовыми актами государственного уровня, а также уставами университетов. Это объясняет актуальность исследования и необходимость изучения данного феномена.

При работе над темой была проведена большая работа. Изучены нормативные акты, уставы некоторых учебных заведений, рассмотрена история самореализации и творчества, а также подробно изучено воспитание как процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов; проведено анкетирование среди магистрантов второго года и аспирантов первого года обучения, посещающих занятия в КГЭУ.

В результате проведенного опроса была получена сравнительная гистограмма по компетенциям у аспирантов и магистрантов.

Оценивая полученные данные, можно сделать вывод, что свои личные качества и умения в совокупности компетенций аспиранты оценивают ниже, чем магистранты. Так, на проектировочном уровне, включающем самореализацию и творчество, средний общий балл ниже магистрантского на 3,6 балла; на конструктивном – 0,7; на организаторском – 5,5; на коммуникативном – 1; на гностическом уровне – на 1,2 балла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация