Формирование экологической культуры старшеклассников

Современное образование » Формирование экологической культуры старшеклассников

Страница 2

- формирование на базе знаний и умений научно обоснованной экологической картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- подготовка экологически грамотных учащихся, знающих экологические закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всем живым как главной ценностью на Земле.

Эти цели можно конкретизировать в трех группах задач: познавательной (усвоение основных научных экологических понятий и фактов; понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека); мотивационной (развитие потребности общения с природой; сознательного соблюдения норм экологоориентированного поведения); деятельностной (активизация деятельности по охране природной среды, участие в пропаганде идей охраны природы).

Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно предполагает поэтапное расширение пространства экологической культуры личности, усложнение содержания и адекватное изменение способов (механизмов) его усвоения учащимися. Старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей, происходит осознание значения природы для общества и человека, роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов, обеспечивается включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Только в старшем школьном возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентации, ответственное отношение к природной среде.

Содержание экологического образования в старшей школе отбирается в соответствии с базовыми педагогическими принципами:

- системности;

- единства и дифференциации эмпирического и теоретического компонентов, научной и практической составляющих;

- полноты содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета;

- преемственности содержания с учетом уровня усвоения ранее полученной информации;

- схематизации и моделирования;

- соответствия содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспектив ее развития на ближайший период.

К этому перечню необходимо добавить еще один принцип, без реализации которого развитие современного образования уже не представляется возможным, — принцип культуросообразности. Такая позиция обусловлена пониманием того, что экологические вопросы должны рассматриваться с учетом этнического своеобразия. Моделирование национальной культуры в образовании — чрезвычайно важное условие формирования экологического сознания, утверждения экологического императива как нравственной ценности.

Поскольку экология — это наука о доме, родине (гр. oikos — дом, родина), то предназначение современного образования — через восстановление естественных связей человека, природы и культуры подойти к реализации идеи национального дома, вне которой невозможно проявление подлинной человечности. Воссоздание культуры в образовании осуществляется посредством интегрированных курсов, сближения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Экологическое образование в старшей школе можно выстраивать на основе трех моделей: однопредметной, многопредметной и смешанной.

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета "Экология" объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических. Они определяют логику формирования экологической культуры старшеклассников и могут быть сгруппированы по пяти содержательным линиям:

1) становление экологии, ее основные понятия и методы;

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация