Формирование экологической культуры старшеклассников

Современное образование » Формирование экологической культуры старшеклассников

Страница 3

2) биосфера — глобальная экосистема (глобальная экология);

3) экосистемы биосферы, популяция и организм в экосистеме (биологическая экология);

4) человек в экосистеме: антропоэкосистемы (экология человека);

5) человечество в биосфере: социоэкосистемы (социальная экология).

Отдельный экологический курс целесообразно вводить именно в старших классах, так как он призван обобщить полученные ранее экологические знания, сформировать представление об экологии как науке, обеспечить понимание научных принципов деятельности человека. Выделение экологии как самостоятельного предмета имеет положительные и отрицательные стороны: складываются благоприятные условия для формирования систематизированных экологических представлений, однако в то же время возникает опасность локализации экологических знаний в сознании учащихся.

Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного направлений. В этом случае экологическая проблематика рассредоточивается по различным образовательным областям. Экологические вопросы соотносятся с учебным материалом и логикой изучения отдельных предметов, входят в учебные программы.

Экологизация школьных дисциплин осуществляется двумя взаимосвязанными путями: 1) органическим включением в учебные дисциплины экологических знаний и формированием практических умений охраны окружающей среды; 2) выделением в учебных программах самостоятельных тем природоохранного характера. Наиболее распространенный вариант экологизации общеобразовательных предметов — изучение соответствующих вопросов в курсах биологии, химии, физики, географии. Однако не меньшим "экологическим потенциалом" обладают и гуманитарные предметы.

Так, при изучении литературы на разных исторических этапах ее развития возможно не только интеллектуальное, но и образное осмысление проблемы человека и природы. Художественный текст, являясь знаком эпохи, ярко воссоздает характер взаимодействия личности и окружающего ее мира. Древнерусская словесность отражает средневековый тип отношения к природе, сочетающий языческие и христианские начала, основанный на одухотворении и персонификации всех природных явлений. В "Слове о полку Игореве" плач Ярославны обращен к Ветру, Солнцу, которые должны помочь Игорю выбраться из плена. XIX в. ставит нас перед проблемой критического противостояния человека и природы. Драматический конфликт между ними остро чувствуют и показывают в своих произведениях Ф.Тютчев, И.Тургенев, Л.Толстой. Экологические проблемы в литературе конца XX в. напрямую связываются с проблемами нравственными, с проблемой духовного здоровья личности и выживания нации. Защита природы означает защиту человека в самом себе. Интеграция содержания литературного и экологического образования позволяет учащимся не только понять и рационально объяснить, но и глубоко пережить последствия экологического кризиса, почувствовать заинтересованность в его преодолении. Старшеклассники не только приобретают необходимые им экологические знания, но и открывают в них личностный смысл.

Такой же богатый материал для понимания экологических проблем дает и история. Во-первых, именно благодаря историческим знаниям в сознании учащихся создается наиболее общая модель эпохи, ее политическое, экономическое и культурное "лицо". Во-вторых, отражая важнейшие вехи развития человечества, история содержит сведения об особенностях взаимоотношений природы и цивилизации, о различных способах производства, освоения природы, о характере землепользования, государственных нормативных актах, регулирующих отношение к природе.

Однако многопредметная модель также имеет свои ограничения. Очень часто экологическая информация, представленная в программах и учебниках по различным предметам, фрагментарна, ряд понятий вводится еще до того, как учащиеся получают необходимые естественнонаучные знания, позволяющие интерпретировать экологические явления. В отсутствие самостоятельного экологического курса нельзя говорить о формировании целостной картины мира, систематических представлений о природе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация