Поэтика сказочных персонажей

Страница 5

Итак, эти два мотива близки. Спускание в бочку мотивированно очень различно. Но есть комплекс, в который оно входит органически. Этот комплекс состоит из предсказания о гибели царя от мальчика, спускания его на воду, из воспитания мальчика в тиши у какого-нибудь пастуха или садовника и из его воцарения. Пребывание в бочке соответствует пребыванию в чреве рыбы, последующее тайное воспитание совместно с другими мальчиками – периоду посвящения, инициации, а все вместе есть условие приобретения тех способностей, которые нужны вождю. Все вместе есть условие воцарения. А так как обряд и мотив проглатывания и извергания имеет тотемическое происхождение (тотемом может служить не только животные, но и дерево), то в бочке можно узнать традицию дерева. Возможно, что в мотиве героя в бочке слились обе эти традиции.

Генетически змей связан с представлением о смерти, причем здесь можно усмотреть две сменяющие друг друга линии: одна – более древняя, связанная еще с обрядом, другая – более поздняя, чисто мыслительная.

Таким образом, сказка как фольклорное явление должна изучаться в ее действительных корнях, которые уходят вглубь культурно-мифологических традиций.

Итак, на основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что волшебная сказка имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет, а также узнаваемый набор неких универсальных "формул", по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – "Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…" или финал "И я там был, мед-пиво пил…".

Композиционно волшебная сказка состоит из экспозиции, зачина (завязки), развития сюжета, кульминации и развязки. Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, ложный герой, антагонист, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в каждой волшебной сказке.

В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, причем для того, чтобы преодолеть причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. А вот заключением становится чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором "и я был, мед-пиво пил…" и награда получена в виде царства.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Навигация