Исследование уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Современное образование » Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности » Исследование уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Страница 1

Цель: Выявить уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

Задачи: 1. Подобрать методику для диагностики уровня развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

2. Определить критерии сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

С учетом программных требований для детей старшего дошкольного возраста [10, 22] и методики для выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной [53, 71-78] использовалась серия заданий для оценки уровня развития умений старших дошкольников составлять повествовательный рассказ. Обследование проводилось с детьми индивидуально. Детям старшего дошкольного возраста предлагалось задание: составить повествовательный рассказ из коллективного опыта. Инструкция к проведению. Вспомни интересные события, которые происходили с тобой вместе с другими детьми. Расскажи так, чтобы получился рассказ. Где было бы начало, что-то происходило и конец рассказа. Тексты повествовательных рассказов детей старшего дошкольного возраста в приложении 2.

Повествовательные рассказы детей старшего дошкольного возраста анализировались по следующим критериям: 1) степень раскрытия содержания (содержание полностью раскрывает тему рассказа, частично раскрывает, не раскрывает тему рассказа); 2) наличие и количество выделенных микротем (микротемы раскрыты и логично связаны с темой рассказа, микротемы не связаны с основной темой рассказа и не раскрыты); 3) соблюдение последовательности (последовательность частей рассказа соблюдена, имеются нарушения последовательности частей повествовательного рассказа) и структуры повествовательного текста (наличие начала, середины, конца, отсутствие какой-либо части); 4) объём высказывания (количество предложений и слов в одном предложении, простые, распространенные, сложные предложения); 5) связность высказывания (наличие или отсутствие различных видов внутритекстовой связи: синонимической связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи), наличие и количество пауз и повторов; 6) степень самостоятельности при составлении повествовательного рассказа (повествовательный рассказ составлен самостоятельно, с помощью педагога, рассказ не составлен).

Оценка результатов по Т.А. Ладыженской: Диапазон оценки каждого критерия в баллах – от 1-го до 3-х баллов. Максимальная сумма по всем заданиям – 18 баллов [30]. Характеристика уровней развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы: 16 - 18 баллов – высокий уровень; 13 - 15 баллов – выше среднего; 10 - 12 балла – средний; 6 – 9 баллов – ниже среднего уровень.

На основании критериев и оценки результатов из исследований Т.А. Ладыженской [30] выделены 4 уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы.

1. Уровень - высокий. Содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ содержит несколько микротем, которые раскрыты и логично связаны с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Рассказ композиционно завершен. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 10 – 12 предложений, в среднем в одном предложении от 8 и выше слов. Используются разнообразные видов внутритекстовой связи: синонимической связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи, в рассказе есть как простые и распространенные предложения, так и сложные предложения (сложноподчиненные). Допускаются не больше двух пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен самостоятельный.

2. Уровень - выше среднего. Содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротемы или содержит 1 – 2 микротемы, не связанные с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 6 – 9 предложений, в среднем в одном предложении от 6 до 8 слов. Используются союзная связь, доминирующей является цепная местоименная связь. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения, имеется одно сложноподчиненное предложение. Допускает до трех пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен самостоятельно с небольшой помощью педагога.

3. Уровень - средний. Содержание частично раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротем. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца, но отмечаются нарушения последовательности частей повествовательного рассказа. Отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 4 - 5 предложений, в среднем в одном предложении до 5 слов. Используется в основном формальная и цепная местоименная связь. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Допускает от четырех пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен с небольшой помощью педагога.

Страницы: 1 2 3

Навигация