Исследование уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Современное образование » Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности » Исследование уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Страница 3

В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Используется в основном формальная и цепная местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Сергей С.), контрольной группы (Женя М.). При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого.

К среднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены дети старшего дошкольного возраста контрольной группы - 40% (Арина А., Женя В., Андрей В., Полина С.), экспериментальной группы – 30% (Ира Б., Женя К., Настя Ш.).

Уровень развития умений составлять повествовательный рассказ ниже среднего показали дети старшего дошкольного возраста контрольной группы -10% (Дима М.) и экспериментальной группы - 30% (Оля Р., Никита М., Нина Д.). Дети пытались составить связный и последовательный рассказ, но ограничивались отдельными предложениями без начала и конца. Содержание не раскрывает тему рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Оля Р., Никита М., Нина Д. и контрольной группы – Димы М. Рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп не содержат микротем и элементов описаний, рассуждений. В структуре повествовательного текста отмечаются нарушения последовательности частей рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Нина Д.). При составлении повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп использовали лишь формальную связь. Интереса к деятельности не проявляли.

Анализ повествовательных рассказов, составленных детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы, показал, что у дошкольников недостаточно знаний о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец) и представлений о связи между предложениями. Дети старшего дошкольного возраста затруднялись выделить в тексте начальные и завершающие предложения, организующие повествовательный текст. При построении повествовательных текстов не могли раскрыть тему и основную мысль высказывания, а также озаглавить рассказ. В среднем повествование состояло из 6 - 8 предложений. В высказываниях дети чаще строили предложения из 4 - 6 слов. Дети старшего дошкольного возраста в начале учебного года только начинают применять разнообразные конструкции предложений. Дошкольники использовали в рассказах один, два вида связи (чаще это была цепная местоименная или формально-сочинительная связь). При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого.

Таким образом, уровень развития умений составлять повествовательный рассказ в экспериментальной группе в среднем меньше, чем в контрольной группе. Высокий уровень в экспериментальной группе и в контрольной группе не показал никто из детей. Вышесредний уровень в контрольной группе на 10% больше, чем в экспериментальной группе. Средний уровень в экспериментальной группе меньше на 10%, чем в контрольной группе. Уровень развития умений составлять повествовательный рассказ нижнесреднего в контрольной группе на 20% меньше, чем в экспериментальной группе.

Данные констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

Страницы: 1 2 3 

Навигация